Александр Ермак. Электронные книги почти победили
 

 

 

 

 

 

 

.

 

Александр Ермак

Публицистика

 

«Электронные книги почти победили»

(опубликовано в газете «Литературная газета», №28, 14-20 июля 2010 г.)

 

 

 

۩ На главную

 

Тексты

«Крейсер "Суворов"»

«La Carte 13»

«Шавела»

«Грюндерфилд»

«Большие П.»

«Вагоновожатый»

«Жизнь по контракту»

«Жизнь по контракту - 2»

«Гренобль и Пифагор»

«ГЗ»

«Заговор рвачей»

«Команда, которую создал я»

«Любовь больше, чем правда»

«Чагудай»

«Записки озабоченного»

«Накафельные рисунки»

«Офелия и Брут»

«Пьесы и пьески»

«Чешуйки бытия»

Публицистика

«Записки электрического автора»

 

Контексты

Литературные афоризмы

Смешные афоризмы

Литературные анекдоты

Литературные загадки

Филологические анекдоты

Исторические анекдоты

Политические анекдоты

Детский фольклор

Детские загадки

Забавные скороговорки

Пародии на рекламу

Частушки для взрослых

Садистские стишки

Пословицы и поговорки

Неприличные пословицы и поговорки

1000 лучших фильмов

 

 

Кризис 2008–2010 годов заставил многих по-новому взглянуть на рынок электронных книг. Ещё несколько лет назад никто его всерьёз не рассматривал, а теперь он может стать просто спасением стагнирующей издательской индустрии.

Во всём мире количество читателей электронных книг значительно выросло за последние годы. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, в предкризисный 2007 год мировой оборот рынка электронных книг составил около 1,3 миллиарда долларов (или 1,2% от всего книжного рынка). По прогнозам, мировой оборот рынка электронных книг к 2012 году может вырасти до $6,8 млрд., что составит около 5,2% всего книжного рынка.

Россия не осталась в стороне от мировых процессов. Формирование рынка электронных книг идёт в нашей стране полным ходом. Восемь лет назад, в 2002 году, по некоторым данным, он составлял около $0,5 млн. (или менее одной десятой процента всего книжного рынка). В 2009 году объём рынка электронных книг (без учёта пиратских продаж) составил около 2 млн. долларов (одна десятая процента от всего книжного рынка). С учётом же пиратских скачиваний сегодняшний рынок электронных книг оценивается примерно в 5 миллионов долларов.

В России всё началось с того, что после собственно появления Интернета на фоне увеличения аудитории и структурирования электронного пространства прежде всего стали формироваться библиотеки. Энтузиасты собирали электронные тексты в «хранилища» – как сканируя любимые книги, так и получая рукописи от авторов.

Большинство авторов в первые годы формирования библиотек даже не догадывались о своём присутствии в Интернете. Одним из самых первых легальных хранилищ электронных текстов стала «Библиотека Максима Мошкова». Она поддерживается с ноября 1994 года и поныне является одной из самых популярных. Ежедневно её посещают около 30 000 человек.

Параллельно легальным библиотекам развивались и пиратские. Они также наполнялись контентом, поставляемым добровольцами. Но такие библиотеки отказывались удалять произведения по требованию правообладателей. Позицию таких ресурсов выразил «Манифест пиратов» самой известной нелегальной библиотеки «Либрусек»:
«Позиция авторов нас не волнует. Их личности тоже. Мы берём всех. И обращаемся со всеми одинаково. Единственная форма кооперации с авторами – улучшение качества выложенных книг. Без условий».

Нахождение домена в Эквадоре, а также то, что основатель «Либрусека» проживает в этой республике, действительно во многом предопределило живучесть пиратской библиотеки. Благодаря большому количеству добровольных помощников «Либрусек» стал обладателем крупнейшего книгофонда Рунета. В этой пиратской библиотеке насчитывалось почти 150 000 книг более чем 50 000 авторов. В 2009 году количество посещений в день превысило 100 000.

После того как были сформированы первые крупные пиратские библиотеки, некоторые из них начали предоставлять книги пользователям за деньги. Практически одновременно начались и попытки легальной продажи книжного контента. Застрельщиками в создании цивилизованного рынка выступили компании «KM Онлайн» и «ЛитРес». Результаты попыток коммерциализации получились весьма различными.

В 2004 году компания «КМ Онлайн» начала заключать договоры с авторами, издательствами и литературными агентствами на предоставление исключительного права на распространение произведений в Интернете. За доступ к фондам была установлена плата 10 долларов в месяц. Библиотека вынуждена была бороться за соблюдение авторских прав. При поддержке компании «КМ Онлайн» несколько её авторов подали против владельцев шести крупнейших русскоязычных интернет-библиотек иски о защите авторских прав на общую сумму 500 тысяч долларов. Процесс вызвал неоднозначную реакцию. Сама КМ также была обвинена в нарушении авторского права. После подачи исков против компании интернет-библиотека «КМ» была закрыта.

Гораздо успешнее оказался опыт книжного интернет-издательства «ЛитРес». Оно было создано на основе известных сетевых библиотек FictionBook, «Альдебаран», Litportal, Bookz. ru и «Фэнзин», понявших, что наступают новые времена и необходимо выстраивать законные взаимоотношения как с читателями, так и с авторами.

В 2008 году «ЛитРес» посещали около 20 000 человек в сутки, в 2009-м – уже около 40 000. Книги «ЛитРеса» не имеют защиты, в связи с чем легко тиражируются пиратами.

По мнению экспертов, на 2010 год «ЛитРес» занимает примерно половину всего рынка, продавая в день как напрямую, так и через партнёрские программы около 6000 книг. «ЛитРес», безусловно, превратился в лидера легальных продаж и привлёк внимание крупнейшего игрока на рынке «бумажных» книг. В 2009 году «Эксмо» вошло в число акционеров «ЛитРеса», поставив во главе его своего собственного сотрудника.

Мировые тенденции в книжной индустрии и успехи, в первую очередь отечественного «ЛитРеса», прибыльно торгующего легальным контентом, вдохновили многих. Можно сказать, что в первую волну начавшейся массовой коммерциализации российского рынка электронных книг вошли компании «Книгофонд», «Букби», «Аймобилко», «АСТ» и Google. На фоне идущих процессов легализации цифрового контента начала менять кожу и популярная пиратская библиотека «Либрусек».

Электронная библиотечная система «КнигоФонд», созданная для легального хранения, распространения и защиты цифрового контента учебно-методической литературы для вузов, начала свою работу 1 сентября 2008 года. Основной контент – это лекции, монографии, учебники и учебные пособия, сборники статей, учебные модули, комментарии специалистов, первоисточники и различный методический материал. Особенностью «КнигоФонда» являются идентичность электронных текстов печатному изданию, а также возможность конспектирования и цитирования.

Интернет-магазин электронных книг Bookbee появился в конце 2009 года благодаря серьёзным инвестициям фонда Softline Venture Partners. Электронные книги в системе Bookbee имеют свой специальный формат, что позволяет обеспечивать их защиту от нелегального распространения.

Главная пиратская гавань «Либрусек» не могла не отреагировать на начавшееся создание легального рынка электронных книг. В августе 2009 года «Либрусек» дрогнул первый раз – библиотека заключила ограниченное соглашение со своим «злейшим врагом», компанией «ЛитРес».

Пока пользователи обсуждали взаимоотношения «Либрусека» с «ЛитРесом», пиратская библиотека дрогнула второй раз. В конце 2009 года «Либрусек» стал окончательно платным. Абонентская плата будет взиматься ресурсом imobilco.ru, который возьмёт на себя взаимоотношения с правообладателями.

Несмотря на слова о том, что «Аймобилко» – продавец исключительно лицензионного медиаконтента», многие авторы и издательства обвинили «Аймобилко» в нарушении авторского права. Особенно много проблем вызвала легализация «Либрусека», за которую взялась компания.

Кроме «Эксмо» в 2009 году на рынок электронных книг вышло ещё одно крупнейшее российское издательство – АСТ. В рамках существовавшего с 2005 года проекта АСТ «Аудиокнига» был создан интернет-портал по продаже электронных и аудиоизданий Elkniga. На сегодня Elkniga ежедневно посещают около 20 000 читателей. В фондах ресурса – около 5000 книг и около 300 аудиокниг почти 2000 авторов.

На российском рынке электронных книг появился и всемирно известный Google. Компания заключила договоры с крупнейшими библиотеками мира. Не защищённые авторскими правами книги можно будет читать и загружать полностью. Также были определены принципы платного использования. Летом 2010 года Google собирается представить собственный цифровой книжный сервис и начать продавать более 500 000 наименований электронных книг в универсальном формате. Поддерживать его сможет любое подключённое к Интернету устройство.

Многие эксперты отмечают высокую перспективность российского рынка электронных книг. Радужные настроения подпитываются прежде всего тем, что в стране неумолимо растёт количество людей, которым удобнее пользоваться Интернетом, а не бумажными носителями. Аудитория растёт и за счёт «продвинутых» пользователей (людей, переходящих с бумажных технологий на электронные), и, что ещё более важно, за счёт поколения «Net» (тех, кто родился в век компьютеров и Интернета, без которых свою жизнь не представляет). Современной молодёжи уже просто в голову не придёт шагать за книгой в пыльную библиотеку. Она привычно всё берёт из Интернета. Она повзрослеет и… продолжит всё брать из Интернета. И дети и внуки современной молодёжи тоже будут электронным поколением.

Очевидно, что будущее книгоиздания – за электронными книгами. Книги же обычные будут, скорее всего, представлены в двух категориях. Первая – элитная. К ней будут относиться дорогие издания для личного пользования и для подарков. Вторая – очень дешёвые книги и комиксы для бедных, не умеющих или не имеющих возможности пользоваться электронными устройствами.

Сегодня конкуренция на рынке электронных книг ещё незначительна, но она будет возрастать с каждым годом, если не с каждым месяцем. Счёт сетевых издательств и магазинов пойдёт на сотни. Их количество быстро обгонит количество «бумажных» собратьев. При этом электронные издательства продолжат создаваться как с нуля, так и на базе уже существующих бумажных издательств. По некоторым оценкам, на сегодня около 30% издателей уже присутствуют на рынке электронных книг и продают электронные версии своих изданий. Пятьдесят процентов бумажных издательств собираются выйти на этот рынок в ближайшее время.

В процессе освоения нового рынка и в условиях конкурентной борьбы будет происходить наращивание ассортимента. Интернет-продавцы не ограничены размерами книжных полок. На продажу будут выкладываться и новые издаваемые книги, и старые, непереиздававшиеся. Также к читателю выйдут никогда ранее не издававшиеся «на бумаге» писатели. Этот процесс уже пошёл. Авторы, столкнувшись с неразвортливостью бумажных издательств, вполне успешно продают свои первые книги в интернет-магазинах, завоёвывая таким образом новую растущую электронную аудиторию. Читатели с помощью Сети получат доступ к миллионам наименований.

Интернет-издательства, скорее всего, будут очень разными. Кто-то станет специализироваться на определённом контенте, кто-то станет универсальным. Многие, очевидно, будут продавать и сопутствующий развлекательный контент. В таком случае на одном сайте можно будет купить книги, музыку, фильмы, программы, игры и т. д.

Параллельно продажам цифрового контента будут расти и продажи устройств для пользования им – игровые консоли, коммуникаторы, Е-ридеры. Если толчок к массовому пользованию Интернетом дал снижение цен на компьютеры и подключение к Сети, то и рост электронного чтения будет идти быстрее с удешевлением Е-ридеров.

Популяризации электронного чтения будет способствовать и стандартизация форматов. Сегодня разные устройства поддерживают разные форматы. Но стандартизация, которую в своё время прошли телевидение, аудионосители, компьютеры, неизбежна. Ожидается, что единым форматом может стать epub (сокращение от electronic publication), на который сегодня переходят основные издатели и книготорговцы США. Этот единый формат будет доступен для чтения на разных устройствах – на ридерах, компьютерах, телефонах.

По мере дальнейшего развития рынка будет определено само понятие электронной книги. Сегодня издаваемые в Интернете тексты не имеют ISBN. Соответственно может быть несколько версий или вариантов одной и той же книги. Очевидно, как и в офлайне, потребуется ввести регистрацию изданий.

А вот модель продаж электронных книг в целом сегодня уже сформировалась. Книги можно купить как поштучно, так и на основе абонемента. Возможно, будет внедрена и модель предоставления бесплатного чтения, при которой в текст встраивается реклама.

Обострится борьба с пиратством, лишающим правообладателей и издательства значительной части доходов. Без победы над нелегальным контентом никакого рынка электронных книг просто не будет.

Сегодня в нашей стране нет прямого законодательства, регулирующего использование объектов авторского и смежных прав в Интернете. Правовые отношения регулируются обычными законами об авторском и смежных правах, Уголовным и Административным кодексами. Специфика электронной сети в этих документах не учтена, и, конечно, в ближайшее время должны появиться новые законы, новые пункты в старых законах, облегчающие борьбу с пиратами.

Важно понимать, что борьбу с пиратами невозможно выиграть только на правовом поле. Одним из ресурсов создания легального рынка электронных книг является ценообразование. Так, например, пиратский рынок аудиодисков был порождён прежде всего их безумной ценой. Чтобы пользователь предпочитал легальный контент, электронные книги должны быть не слишком дорогими.

Большинство участников рынка склоняются к тому, что при правильном подходе в дальнейшем пиратов как таковых не останется. Электронные книги будут продаваться совершенно цивилизованно. Читатели получат гарантированно качественные тексты, правообладатели – гонорары, издатели – доходы.

Насколько быстро электронные книги уйдут в отрыв от бумажных, пока сказать сложно. Ведь помимо вышеуказанных причин развитию рынка цифрового контента мешает и весьма существенная проблема менеджмента. Зачастую бумажные издательства, выходя на электронный рынок, пытаются применять свои бумажные же технологии (в частности, медлительный бумажный документооборот). У издателей, начавших свой бизнес сразу с компьютерных технологий, другие проблемы (они не умеют отлаживать бизнес-процессы). Но так или иначе, электронные книги сегодня – это уже очень серьёзный бизнес. Сливки с него снимет тот, кто окажется и быстрее, и технологичнее.

 

 

См. также:

Об электронных книгах

Об издателях

О книжном рынке

О литературе

О литературной жизни:

О библиотеках

 

۩