Об издателях и издательствах
.  
 

 

۩ На главную

 

Тексты

Повести и романы

Рассказы

Пьесы

Поэзия

Публицистика

Блог "Записки  электрического автора"

 

Контексты 

Литературные афоризмы

Смешные афоризмы

Литературные анекдоты

Литературные загадки

Филологические анекдоты

Исторические анекдоты

Политические анекдоты

Детский фольклор

Детские загадки

Забавные скороговорки

Пародии на рекламу

Частушки для взрослых

Садистские стишки

Пословицы и поговорки

Неприличные пословицы и поговорки

1000 лучших фильмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об издателях и издательствах

 

   

 

 

 

 

 

 
 

Издательские заморочки

 

У меня забавная история с двумя издателями. Думаю, она характерна для всего рынка. Дело обстоит так: по пути на работу есть книготорговая точка одного издательства, с людьми из которой у меня хорошие отношения, я к ним часто заглядываю. В другом месте есть другое издательство, которое в этом году выпустило две мои новые книги нон-фикшн. Эти книги есть во всех крупных книжных магазинах, но в «попутной» мне книготорговой точке их нет. Почему? Продавцы точки говорят, что берут книги на реализацию очень маленькими партиями – по 5 штук, а курьера у них нет. Издатель же говорит обратное – отдает книги оптовыми партиями. И вот результат: книги не доходят до мелких точек, которые часто находятся рядом с местообитанием целевой аудиторией.

Что делать? Конечно, издатели и продавцы должны найти какую-то всех устраивающую схему. Но не находят. И, главное, не ищут…

В итоге, когда заезжаю в издательство, то беру те самые 5 штук каждой из двух книг и по пути на работу заношу на точку. Таким образом, подрабатываю книжным курьером (или мелкооптовым торговцем). Собственных книг:)

 

«Отказали 70 издательств…»

 

Читая биографии разных зарубежных писателей, то и дело натыкаешься на слова «в публикации этой книги отказали 15… 70… 120… 200 издательств…»

Тяжело было этим авторам, но нам еще тяжелее. Проблема России: у нас нет этих 120-200 издательств, которые могут тебе отказать. Есть лишь пара монстров-монополистов, паразитирующих на классике и «сотрудничающих» с узким кругом современных писателей.

 

 

 

2011-2013 годы:

 

Прости-господи-маркетинг или агония российского бумажного издателя

Это не кризис, ребята, это п..ц!

Электрон раздора

За неэффективность издателей расплачиваются авторы

Договор договору рознь …

«Платить авторам надо не с выпущенных книг, а с проданных…»

Издатели советуют писателям осваивать издательское дело

Так нужен ли издатель писателю?

Маленький бизнес на графоманах

Наконец-то они это признали!

Нас ждет диверсификация. Дождемся ли мы ее?

Indie-движение набирает силу

Из наблюдений за издательствами НАШЕГО времени

Падение тиражей продолжится

Издатели Пелевина совсем гавкнулись

Ох, мне эти издательские художники!

Бесславный конец литературных ублюдков

Издательство ищет рабов

«Только у нас» новый изыск книжных маркетологов?

«У Сытина» голодают издатели

 

Прости-господи-маркетинг или агония российского бумажного издателя

 

Чем дальше, тем больше убеждаюсь в полном неадеквате наших издателей, имеющих отделы маркетинга, но наполняющих их даже не офисным планктоном, а полным ...

Буквально на днях подключился, как научный консультант, к одному из проектов нашего крупнейшего издательства. Очень интересный автор, интересная книга. Но как издательство вышло на него! Человек выступил в интернете и его приметило… нет, не наше – западное издательство. Оно выпустило его книгу (на английском языке), которая, как и предполагалось, оказалась успешной. И вот теперь наше издательство купило права на издание книги в России. Очень смешно – теперь переводим русского, работающего в России, на русский же.

Что мешало нашему издательству договориться с автором напрямую о написании книги на русском языке, до того, как с ним подписало договор западное издательство? Разумеется, то самое…, которым заполняют отделы маркетинга наши родные издатели.

Если на приличных редакторов я время от времени попадаю, то не с одним приличным издательским маркетологом судьба пока не свела. Вот и еще на днях обсуждал с другим крупным издательством переиздание своей старой (научной) книги. Девочка («ведущий менеджер проектной группы») авторитетно заявила, что книга не пойдет, потому что содержащиеся в одной из глав данные устарели. Когда же я ей сказал, что данные эти можно обновить за пару дней, она растерялась. Она ни этой простой мысли не смогла понять, ни вообще того, о чем эта книга, в чем в ней ценность для читателя.

Смотрю я на этих маркетологов, от которых главным образом зависит успешность издательств, и нехорошие мысли начинают меня посещать. Это уже просто какая-то издательская агония, бред сумасшедшего маркетинга. Это не кризис добивает наши издательства, это они сами решили покончить издательскую жизнь самоубийством. Ну, не вписываются в современную, постсоциалистическую и уже во многом постбумажную жизнь…

 

Это не кризис, ребята, это п..ц!

 

Был на одном мероприятии, где обсуждался текущий экономический кризис. И вот что интересно – из какой бы сферы не был выступающий (и из производства компьютерных комплектующих, и из доставки цветов по всему свету), все говорили об одном и том же: после кризиса мир уже не будет таким, каким он был. Кризисы, как и войны, дают колоссальный толчок в развитии новых технологий и экономических отношений.

Текущий экономический кризис заставил людей сокращать штаты, искать и находить новые эффективные пути продаж и продвижения прежде всего в Интернете. К тому же за годы кризиса в обществе существенно выросла доля представителей «поколения net» – людей изначально настроенных на использование электронных гаджетов и технологий.

Все признали, что бизнес, а вместе с ним и другие сферы жизни, все более становятся электронными. И из кризиса общество выйдет уже другим – в большей степени именно электронным.

Жалко, что на этой встрече не было никого из представителей издательского мира. Может быть они стали бы действовать на электронном рынке более активно. Хотя, слава богу, крупные издательства все-таки уже задумываются о завтрашнем дне.

Так, один из руководителей крупных издательств рассуждает:

«Когда мы говорим о перспективах издательского бизнеса, надо понимать, что есть современное поколение, которое является продуктом новой информационной среды, в отличие от нас, которых в эту среду насильно интернировали, не спросив. Мы пытаемся ее постичь, но никогда не постигнем так как это новое поколение. Со своей позиции мы никогда не определим перспективы издательского бизнеса до конца. Нам надо изучать это новое поколение: проводить исследования, определяться по системе понятий, выяснять, какова доля текста в современной структуре потребления информации».

Читая это, хочется спросить, а чем в этом издательстве занимаются маркетологи?

Руководитель другого известного издательства считает, что

«Главный тренд книгоиздания – нужно экспериментировать. Электронные книги – это не причина изменившегося вкуса, а его следствие. Изменилась аудитория, ее отношение к тексту, к книге, это уже не компьютерная аудитория, а планшетная. Текст играет второстепенную роль, а визуализация постепенно выходит на первый план. Новой аудитории интересна форма визуализация, как все это совмещено. Сейчас задача – поиск форм… Мы ищем формат, который будет востребован современной аудиторией»

Вообще-то, если все упирается исключительно в поиски формата, то это просто косметические меры – тупиковый путь развития.

Еще один из руководителей крупнейших российских издательств предполагает:

«Мы станем не инвесторами, которые берут на себя все риски и получают прибыли, а провайдерами, когда к нам приходят авторы, которые написали книгу и хотят, чтобы эта книга была издана, продвинута, и мы оказываем авторам услуги. То есть не мы платим авторам авторские роялти, а авторы заказывают у нас работу по подготовке и продвижению своих книг»

Я уже писал о том, что издательства перестанут быть таковыми в полном смысле этого слова и частично согласен с приведенным выше высказыванием. Но только частично. Да, авторы будут заказывать редакторские, корректорские и рекламные услуги. Но не у сегодняшних неэффективных издательств-монстров. Выгоднее заказывать редакторские и корректорские услуги напрямую у фрилансеров. Реклама, продвижение же у наших издательств так плохо поставлено, что обраться к их услугам вообще нет смысла.

Еще один руководитель одного из крупнейших издательств смотрит в будущее достаточно трезво:

«Что же издателям надо будет делать, чтобы найти свое место в завтрашнем мире, который может быть достаточно счастливым для нас, если мы сможем перестроиться, а может обернуться потерей бизнеса, если не сможем. Потому что бизнес-модель, которая существует сегодня, уже точно работать не будет. Доля электронных продаж неуклонно растет, поэтому я считаю неверным противопоставление бумажных и электронных книг. По сути, сегодня электронные книги позволяют вернуть к чтению достаточно массовую аудиторию, и это вопрос бизнес-моделей и вопрос взаимодействия с существующими участниками рынка…

Надо не бояться экспериментировать, искать свое место, пробовать, находить, да, возможно совершать ошибки, но ни в коем случае не стоять на месте. Искать способ и возможности развития, и тот, у кого лучше это получится, завтра окажется лидером рынка. А с тем, что рынок будет существенно изменен в течение 3–4 лет, согласен. Кто первый сможет работать с мультимедиа, с новыми форматами, завтра окажется лидером рынка…».

Мы, видим, что в разной степени, но крупнейшие издательства, наконец, признали, что стагнация бумажного и развитие электронного рынка неизбежны. Однако, до сих пор очень многие российские издательства отмахиваются, когда заходит разговор об электронных книгах. Так один из активных редакторов среднего издательства заявляет:

 «Подобные откровения давно пережеваны, усвоены и отторгнуты издателями как коммерчески бесперспективные…

Давайте посчитаем. Вот у нас есть рукопись. Чтобы привести ее в товарный вид (мы же хотим получить электронный аналог бумажной книги), необходимо вложиться в правку, корректуру, верстку, вторую корректуру и художника. Начнем с печального – эскиз обложки будет стоить 600 долларов. Это так себе обложка, разборчивые читатели оставят на сайте много комментов, что не купили книгу именно из-за нее:)) Для эскиза получше придется привлечь художника подороже.

Сколько у нас стоит электронная версия романа, 2 доллара? Сколько в месяц продается среднего романа на Литресе? (Не бестселлера, проходняка.) Экземпляров пятьдесят в среднем. Из этих двух долларов издателю надо будет отдать владельцу сайта 50%. То есть, $50 в месяц. Из этих денег надо заплатить налоги, включая подоходный и НДС, а также вознаграждение автору. Такие мелочи как оплата работы редактора, корректора и верстальщика на фоне вышеизложенного имеет исчезающие величины:)))

Неважно, сколько будет сайтов, продающих электронные книги, – число читателей останется прежним. Проходняк при современном богатстве выбора покупают мало.

Дальше (по времени) начинается качественный скачок, основанный на поверхностном восприятии читателем текста с экрана.

Допустим, во всем мире победили пиратские русскоязычные библиотеки. Весь правильно оформленный издателем электронный контент продается за электронные деньги. Однако остаются литературные ресурсы, куда авторы-бессребренники выкладывают свои сочинения в открытый доступ. А качество у авторов-бессребренников аналогичное коммерческому проходняку, а то и выше. Да, рукопись не вычитана, да, нет красивой обложки и внутренних иллюстраций, даже верстки нет, идет только текст. Но нетребовательному читателю, привыкшему глотать файлы, другого не сильно нужно. Он будет потреблять бесплатный контент с литресурса хотя бы потому, что не нужно утруждаться отправлять СМС-ку. Корпус текстов современных писателей, которым наплевать на деньги (у них профессия есть, а сочиняют для души), практически необъятен уже сейчас.

То есть либо надо вводить запрет на свободное выкладывание гражданином принадлежащей ему интеллектуальной собственности в сеть, либо не заниматься издательской доводкой электронных текстов. Издательства и не занимаются. Они делают ставку на бумажную книгу. Она остается, а файло очень часто пропадает бесследно, да и сами авторы предпочитают держать свою книгу в руках, а не пялиться на иллюзию, которая вот-вот развеется, стоит только сесть батарейке:)))»

Это очень убогое представление о современном издательском бизнесе. Во-первых, оно основано на неэффективной деловой модели наших издательств, умеющих тратить большие деньги там, где это не нужно делать, и не зарабатывать там, где нужно зарабатывать. Во-вторых, оно освоено на отношении к аудитории как к баранам (возможно часть издательств и выпускает книги для баранов, но это не значит, что вся читательская аудитория – бараны).

Кроме позиции части издательств, заключающейся в медленном вползании в электронный рынок, и позиции другой части издательств, заключающейся в полном отторжении электронного рынка книг, есть и еще одна позиция – самая популярная. Большинство издательств сегодня вообще не думает ни о каком развитии – ни о бумажном, ни об электронным. Они считают, что все дело в кризисе. И эти издатели просто затаились, они не предпринимают никаких активных действий, думая просто переждать кризис.

Однако, таковых издателей, после того как кризис закончится, ждет очень неприятный сюрприз. Если общество станет в большей степени электронным во всех сферах, то оно в большей степени станет электронным и в издательском деле. А это значит п…ц, ребята-издатели: кто не перестроился, тот...

 

Электрон раздора

 

Сначала с электронными книгами у меня все было просто. В первой половине 2010 года заключил договора с ведущими электронными издательствами (роялти 25-35%) и отдал им все имеющиеся у меня книги (и очень старые и совсем новые, продаются практически одинаково).

Отдельного пункта по электронными книгам в прежних стандартных договорах с обычными издательствами не было, поэтому и проблем не возникло. Однако, в том же 2010 году одно из крупнейших издательств по новой книге вставило в договор пункт об электронных книгах. Предлагаемое роялти было 20%. Это значительно меньше того, что я на «электронках» зарабатывал. А я к тому времени уже выяснил для себя, через кого из электронных издательств продавать наиболее выгодно. Но подумав, согласился на предлагаемые условия. Ну, потеряю 5-15%, зато издательство возьмет на себя борьбу с пиратством. Так что в итоге я выиграю.

Но я слишком хорошо думал об этом крупнейшем издательстве. Ведь за прежние почти 10 лет сотрудничества с ним в бумажной сфере проблем у меня не было. Но в электронной сфере все пошло по-другому.

Первое, что поразило – они не давали мне статистику продаж книг он-лайн, которую я уже привык получать в любое время суток, открывая соответствующую страницу на сайте электронного издательства. Более того отчеты о продажах, которые должны были даваться ежеквартально, несмотря на пункт в договоре, пришлось у них каждый раз выпрашивать, выбивать. И главное, в ответ на просьбу разобраться с пиратами, которые через некоторое время увели текст новой книги, менеджер спокойно ответил, что они не в состоянии бороться с пиратством.

Ну, и на фига тогда мне нужен такой договор? На этом и сошлись. Совершенно спокойно подписали дополнительное соглашение, по которому права на бумажную версию остались у издательства, а права на электронную версию вернулось мне.

Что получилось? «Бумажному», по своему менталитету, издательству оказалось проще вернуть мне часть прав, чем соблюдать договор.

И вот сейчас по другой книге обсуждаем договор с другим тоже не последним издательством, с которым раньше я не работал. Они предлагают 15% за электронную версию. Я им говорю, что, во-первых, это мало, а во-вторых, не отдам права на электронную версию и буду продавать ее самостоятельно (это ведь очень просто).

Такой ответ казался мне сегодня совершенно естественным. Но надо было видеть реакцию менеджера издательства:

– Как это продавать самостоятельно?!

Нет, он не сердился, не негодовал. Он просто совершенно искренне не понимал.

А вот до меня дошло:) Наши традиционные издатели все еще не понимают, что происходит вокруг них, что все очень быстро меняется. «Бумажные» же издательства не меняются, все больше отстают от жизни и авторы начинают обходиться без них.

 

За неэффективность издателей расплачиваются авторы

 

Позвонили из знакомого издательства (и до него дошла «электронная лихорадка», которая постепенно охватывает бумажные издательства). Спросили как насчет посотрудничать по моим ранее выходившим книгам. Я, конечно, только «за» – чем больше партнеров тебя продает, тем больше ты книг продаешь в целом. Но…

Но прочитал я договор и немало удивился. Мне предлагали 25% роялти. Сказал:

– Не согласен я.

Представитель издательства очень удивились:

– Мы всем авторам 25% даем. Это же стандартная ставка.

Я возразил:

– Почему это стандартная? У меня другие договора и на 30% и на выше есть. Не устраивает меня 25%.

Аргументация менеджера была предсказуема:

– А мы на можем вам выплачивать больше 25%, это нерентабельно. У нас же столько затрат. Мы себе не можем позволить платить больше на новом рынке.

Только представьте себе добывающую компанию. Она нанимает шахтеров и говорит им:

– Вы работайте, но платить Вам будем полцены. Потому что шахта новая, и прибыли пока не дает.

То есть в инвестиционных проектах автор должен работать за минимум. Но когда издательство начнет получат прибыль, она что поделится с автором, компенсирует его «затянутый» пояс?

Почему-то Амазон может выплачивать 70% роялти, а наши издательства не могут. Конечно, у Амазона нет расходов на редактуру, на корректуру, на перевод в E-Pub. Но выплачивать большое роялти позволяет также и экономия на издержках. На Амазоне все автоматизировано. Там не держат кучу ненужных сотрудников и не платят зарплату тому, кто ее не заслуживает.

А данная ситуация как раз очень похожа на ситуацию с Амазоном. Издательство-то собирается продавать уже готовые книги – и с редакторской, и с корректорской работой, и уже хорошо знакомые целевой аудитории.

Так что фраза менеджера про рентабельность меня изрядно повеселила. Так как я по работе тесно связан с отечественным издательским миром, то прекрасно знаю уровень маркетинга и менеджмента в нем. И я спросил:

– Если вы не можете работать так как Амазон, если ваше предприятие работает низкоэффективно, то почему Вы свои издержки гасите за счет авторов?

Менеджер был весьма удивлен. Ведь это же так естественно в ситуации, когда нужно как-то минимизировать расходы, думать не о том, как сократить управленческие, технологические расходы, а том, что можно урезать роялти автора и дело в шляпе.

Это самый простой способ. Наши издательства просто развращены авторским бесправием. Сегодня они за бумажные книги выплачивают чаще всего 10% от издательской цены, а не от конечной как во всем мире. И льют при этом крокодильи слезы, мол, жалко вас – авторы, но в таком положении дел распространители виноваты. Но что мешает в таком случае платить не 10% от издательской цены, а скажем 25%? Жадность или неумение сводить концы с концами?

Эта порочная практика обворовывания бумажных авторов сложилась в лихих 90-х и ее, к сожалению, в ближайшем будущем вряд ли удастся изменить. Но авторам грозит новая опасность. Как я написал выше, издательства, наконец, проснулись и пошли на электронный рынок. И теперь между издателями складываются новые «электронные» отношения.

Издательства идут по проторенному пути – взять у автора как можно больше. Но от последнего зависит отдать или не отдать существенную часть своего заработка.

К сожалению, из разговора с менеджером издательства я понял, что авторы, массово подписывая договора на свои электронные книги, безропотно соглашаются на 25%. А могли бы потороговаться. Потом будет поздно. Наши издатели, как мы видим уже говорят и будут говорить дальше:

– Мы не можем дать больше 25%. Это же стандартная практика.

Стандартная, увы, с согласия самих авторов.

P.S. Да, в этом издательском договоре было еще одно замечательное предложение «При этом для целей расчета вознаграждения Правообладателя сумма, полученная от покупателей, уменьшается на вознаграждение (комиссию), выплаченную посредникам».

И даже эти свои деловые издержки издатели опять же хотят переложить на автора: «Не обеднеет, снесет, а у нас – рентабельность…»

 

Договор договору рознь …

 

Сколько издательств – столько договоров. Да у каждого издательства свой авторский договор. Ну, или почти свой – это когда перешедший из другого издательства сотрудник приносит с собой и новую форму договора. Или когда издательство приняло на работу нового (или вообще первого за свою историю) юриста. Или когда сменилось начальство, и т.д.

К настоящему моменту про авторские договора в сети написано довольно-таки много: и про договор создания произведения, и про лицензионный договор – про всех их подводные и надводные камни. А вот по договорам на электронные издательства опыт еще только приобретается.

Лично у меня договора на электронные книги делятся на два типа: прозрачные и непрозрачные. Прозрачные, это когда четко указано, сколько процентов роялти я буду получать, какие налоги с меня будут брать, в какие сроки будут пересылать гонорар и какие санкции будут за то, если эти сроки нарушены.

Непрозрачные – это когда имеется длиннейший договор с описанием всевозможнейших определений и формулировок, с обязательный указанием на сохранение коммерческой тайны, и, самое главное, с очень запутанной системой начисления гонорара. Типа, автору начисляется …% от суммы, полученной издателем за все книги, пропорционально проданным книгам автора.

На первый взгляд, вроде бы логично, но… В таком случае невозможно проконтролировать издателя – кто же его знает сколько всего получено и какая в этом именно твоя доля. Появляется повод для подозрений. И, к сожалению, случается, что и не беспочвенный вовсе. Сравниваю доходы по электронным книгам двух примерно одинаковых издателей, продающих одни и те же мои книги, примерно в одинаковом количестве. Там, где договор прозрачный (просто роялти), доход в несколько раз выше, чем там, где договор непрозрачный (сложная система начисления). Вывод – издательство с непрозрачным договором специально морочит голову, «делает воду мутной», чтобы ловить там свою немалых размеров рыбку (число автор исчисляется уже десятками тысяч).

Самый забавный пример обкрадывания авторов у меня тоже с двумя издательствами. Они оба продают мои книги. По некоторым книгам второе издательство является агентом первого (т.е. работает на комиссии от первого). Так вот если продавать свои книги у второго издательство напрямую по непрозрачному договору, то доход получается существенно меньше, чем продавать эти же книги через это же второе издательство, но когда оно выступает в роли агента у первого издательства, работающего по прозрачному договору.

Вот такие вот электронные штучки….

 

«Платить авторам надо не с выпущенных книг, а с проданных…»

 

В интервью журналу ««Книжная индустрия» генеральный директор издательства «Эксмо» О.Е. Новиков сказал:

– Большую часть гонорара автор должен получать за проданные экземпляры, а не авансом за невыпущенные книги. Более того, я призываю всех издателей: платить надо не с выпущенных книг, а с проданных, что оправдано и снижает экономические издержки...

Вот так вот! Готовил автор рукопись – палец сосал, издал – и еще пососет, пока не продастся. Вернее пока деньги за его книги из магазина не придут к дистрибьютору, а от того – к издателю. А как эти деньги ходят – все знают.

Ну, а если не дай бог, но, увы, как в наше время часто бывает, какая-нибудь «Супертоп-книга» разорится, так ничего автор и не дождется…

Но зато ведь это с точки зрения издателя «оправдано и снижает экономические издержки». Все верно. Только можно и еще более издержки снизить – платить с проданных книг, не только их авторам, но и всем, кто над этими книгами работал, редакторам, корректорам.

А если книга будет не продана не из-за качества текста, а из-за качества менеджмента издательства, если там плохо отлажена логистика, если менеджеры по продажам бездарны, если отдел рекламы только деньги проедает, если генеральный директор не может отладить все процессы, то почему за это должны расплачиваться авторы?

Впрочем можно просто наплевать на авторов, они до появления платных электронных платформ самопубликации, вообще были существами бесправными и их никто ни о чем не спрашивал. И если эксперимент с оплатой «по факту продажи» удастся, то передовой опыт можно перенести на всю экономику. Платить токарю только после того, как его деталь будет продана в составе автомобиля. Платить ученому только после того, как его открытие принесет прибыль. Платить врачу только после того, как пациент выздоровеет. Это же оправдано и снижает экономические издержки…

 

Издатели советуют писателям осваивать издательское дело

 

Дожили! Уже не только авторы говорят об этом. Уже и сами издательства расписались в своем полном неумении управлять делами на современном книжном рынке.

В своем интервью «Литературной газете» издатель и главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев сказал:

«Я бы посоветовал писателям осваивать издательское дело, потому что, несомненно, писатель и издатель – профессии смежные…»

 

Так нужен ли издатель писателю?

 

Этим вопросом задались уже и не писательских кухнях, а сами издатели на недавно прошедшей Франкфуртской книжной ярмарке. Интерес к нему подогрел феноменальный успех книги Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», изначально самостоятельно опубликованной автором в электронном виде на платформе Амазона Kindle Direct Publishing.

Электронные платформы, позволяющие не только издавать, но и продавать авторские тексты, стали инкубатором нового поколения писателей. Авторы теперь не боятся того, что традиционные издатели с пренебрежением отвергнут их рукописи. Если редакторы говорили раньше, что «это не купят», то продаваемые на Амазоне, Смашвордс, Ксинкси и т.д. авторы доказывают, что личные пристрастия издателей скорее субъективны и не годятся быть мерилом писательского успеха.

Теперь не нужно отсылать рукопись в десятки адресов, отзванивать, чтобы понять, приняли твою рукопись к рассмотрению или нет, рассмотрели ли, ждать месяцами. Полчаса работы с мышкой – и читатели своим кошельком отвечают на вопрос, интересна или нет твоя рукопись рынку. Причем конкуренция у новой книги жесточайшая – ведь рядом находятся не несколько десятков конкурентных изданий, как на книжной полке в магазине, а сотни тысяч. Но и награда велика: роялти в различных электронных издательствах составляет от 25% до 80%.

Тексты, ставшие успешными в интернете, сразу же становятся объектом пристального внимания ранее отвергавших их издателей. В Германии семь из десяти самых продаваемых книг – книги, первоначально опубликованные в самиздате. Как только автор «засветился» продажами в интернете, ему тут же предлагают выгодные контракты в он-лайне. Кто мешал издателям найти талант самостоятельно? В первую очередь непрофессионализм…

Так зачем автору издательство, если и без него можно прекрасно продавать свои книг? Может быть за тем, что издатели борются с пиратами? Да, в единичных случаях борются. Но в целом они уже слили все свои книги пиратам, и никого ни от чего они не защищают.

Издатели продвигают писателей? АгаJ Просят писателей самих выделять деньги на рекламу, на различные мероприятия. Даже с критиками просят договариваться самостоятельно. Впрочем от критиков осталось одно только название, своей продажностью и ограниченностью они уже похоронили себя.

Издатели с пеной у рта доказывают, что на электронных платформах публикуются не книги, а некие нередактированные и некорректированные тексты. Но чтобы получить редакторскую и корректорскую помощь, не обязательно отдаваться с потрохами издателю, можно договориться и с конкретным редактором, и с конкретным корректором. Лично я так и делаю. За годы работы в издательском и медийном мире у меня завелось немало знакомых профессионалов из этой среды. Так что каждую новую книгу я отдаю в частном порядке проверенному редактору и проверенному корректору. Естественно плачу им. Процесс работы над рукописью проходит в спокойном рабочем порядке. А дальше уже дело продавцов – электронных платформ. Так я экономлю свои нервы и время, и получаю доступ к своей аудитории. Если книга не очень успешна, то винить мне никого кроме себя не приходится. Но и за успех я получаю значительно больше, чем мне выплатили бы традиционные издатели.

На Франкфуртской книжной ярмарке традиционные издатели пытались ехидничать при обсуждении перспектив электронного рынка книг. И даже смеялись. Сквозь слезы. Как верно заметила, Галина Юзефович в «Итогах», «профессиональные издатели теряют монополию и на автора, и на читателя». Современные писатели, в том числе и российские, начинают легко обходиться и без издателя. У них сегодня есть широкий выбор партнеров: Литрес, Аймобилко, Векслер, Электронная книга… А еще Amazon, Smashwords, Xinxii… На подходе Goole и совместный проект Microsoft с Barnes&Noble…

Так нужен ли традиционный издатель писателю? Да, пока люди еще читают бумажные книги, определенно нужен, чтобы расширить аудиторию и увеличить размер гонорара. Но не более того…

 

Маленький бизнес на графоманах

 

В стране, в которой каждый себя считает, если не поэтом, то, по крайней мере, прозаиком, грех не заработать на желании быть изданным. Сегодня в России рынок книг, выпускаемых за счет автора, вполне себе процветает. Первопроходцем в этом деле можно назвать питерское издательство «Геликон плюс». Еще в конце 90-х годов прошлого века его руководитель организовал «Лито им. Стерна», члены которого и были основными заказчиками на издание книжек за свой счет тиражом в 200-300 экземпляров. И сегодня это издательство по-прежнему трудится на благодатной ниве. Но за прошедшие годы к «Геликону» присоединился внушительный отряд компаний, специализирующихся на издании книг за счет автора: «Объединенные издатели», «Современная книга», «Издат», «Спорт и культура», «Литкон», «Биз», «ДПК», «Фогот», «Старая Басманная», «Спутник плюс», «Золотое сечение», и т.д., и т.д., и т.д.

Все они действуют по вполне рыночным законам, борются за клиентов, убеждают:

«Мы предлагаем Вам издать свою книгу тиражом от 50 экземпляров. Эта книга может стать Вашим пропуском в Большую литературу, пополнит Ваш список научных или художественных публикаций, станет подарком, а также зафиксирует за Вами авторские права на Вашу интеллектуальную собственность…»

«Многие произведения мировой литературы, вошедшие в ее золотой фонд, первоначально были изданы именно за собственный счет их авторов или их друзей, например, книги Цветаевой, Ахматовой, Георгия Иванова, Гумилева, Блока..».

«Издание книг за счет автора обеспечивает свободу от редактора, навязывающего свое мнение. Автор пишет именно столько и именно так, как считает нужным, не подстраиваясь под устоявшиеся и всем надоевшие шаблоны. Никто не вырежет из книги «ненужные» на чей-то взгляд главы и не потребует поменять сюжет..».

«Общая стоимость печати книг автором малым тиражом в 50 экз. составляет от 8000 руб…»

«С каждой проданной книги Вы получите на условиях «роялти» до 20% от дохода с продаж…»

И лишь часть издателей честно предупреждает авторов:

«Издательство не выплачивает гонораров, не занимается распространением, продажей и рекламой изданных книг. Готовый тираж книги, изданной за счет средств автора, является в полном объеме собственностью автора, со всей вытекающей отсюда ответственностью…»

Любой издатель скажет, что напечатать книгу не сложно, сложно ее продать. И это та сфера, в которой некоторые бизнесмены начинают, мягко говоря, юлить. Заявляют, например:

«Мы реализовываем тестовый тираж изданной книги через крупнейший книжный магазин в центре Москвы «Библио-глобус», систему «Яндекс.Маркет», лучшие книги представлены в нашем интернет-магазине, а также через розничную сеть магазинов».

Однако то, что «мы реализовываем», совершенно не значит, что книгу действительно будут реализовывать. И это еще почти невинное лукавство. Есть более коварные предложения:

«Услуги по реализации бесплатны. Оплате подлежат только дополнительные услуги, в частности, платными являются складские услуги…

Ответственное хранение (за 1 м. куб./сутки либо 1 место/сутки) на складе издательства – 1000 руб.

Погрузка/выгрузка механизированная (за 1 м. куб.) – 50 руб.

Погрузка/выгрузка ручная…, Сбор заказа по коробам на паллете…,     Оформление товарной и товаротранспортной документации…, Доставка автотранспортом…»

Все «по-честному» – сама реализация бесплатна, а вот за услуги по ней надо платить. И получается, что издательству в таком случае выгоднее хранить книги на складе, чем продвигать их в магазинах.

Другая «завлекалочка» касается продвижения литературных трудов. «Бесплатный пакет услуг» по продвижению книги обычно включает в себя:

– размещение аннотации книги в издательском каталоге,

– размещение аннотации книги в сети Интернет,

– создание персональной авторской странички на сайте издательства.

Автору сообщается, что информация о нем поступает к модераторам издательства, которые «прокручивают в сети Интернета авторское имя и название книги, создавая тем самым, помимо имиджевого контента фамилии автора, дополнительные информационные возможности оповещения потенциального покупателя о данной книге.

В зависимости от жанрового направления принятой книги, издатель выдает рекомендации по вступлению автора в различные литературные сетевые сообщества, консультирует и направляет автора по вопросам правильного позиционирования в сетевом литературном сообществе…

Автору гарантировано наличие его книги в ряде книжных магазинов, возможность нахождения книги, как через название книги, так и по фамилии автора…»

Такие бесплатные пакеты с созданием авторской странички, рекомендацией «по вступлению автора в различные литературные сетевые сообщества» и размещением информации в каталоге с «возможностью нахождения книги, как через название книги, так и по фамилии автора» практически ничего не стоят издательству и с лихвой окупаются заработком на издании книги за счет автора.

Литераторам под видом дальнейшей помощи предлагаются и платные пакеты. Перечень дополнительных услуг может быть весьма обширен:

«– размещение в интернет-магазине (1 название 300 руб.),

– создание, поддержка и продвижение персонального авторского веб-сайта (от 10000 руб.),

– продвижение персонального сайта в сети интернет по поисковым словам (от 4000 руб./мес.),

– регистрация автора на литературном портале (от 250 руб.),

– проведение презентаций в магазинах и творческих вечеров автора (от 14000 руб.),

– реклама в местах продажи книги (выкладка на стендах новинок и POS-материалы в магазинах), а также на транспорте, в СМИ…»

Это уже откровенный рекламный бизнес, которым попутно занимается издательство. Но ведь если найдется заказчик, то почему бы не заработать и на дополнительных услугах?

Некоторые издатели вместо того, чтобы предупреждать о сложностях с продвижением книг, затуманивают разум автора открывающимися перспективами:

«Вы оплачиваете сразу все первоначальные расходы на издание книги и справедливо, что можете рассчитывать на полный возврат своих средств и получение прибыли с продаж. В случае успешной продажи первого микротиража книги, наше издательство финансирует печать тиража от 1000 экз. в твердом переплете, активную рекламную кампанию и продвижение книги».

При таком подходе издатель не останется в накладе в любом случае. Сначала зарабатывает деньги на выпуске книги за счет автора. Ну, а если вдруг издание «выстрелит», то заработает еще раз.

Особенно же изощренную схему предложило в прошлом году издательство «Вагриус», разослав литераторам следующее письмо:

«Издательство «Вагриус» основано в 1992 году, с того времени ведет успешную деятельность, открыло миру таких авторов, как: Радзинский, Пелевин, Прилепин, Быков, Веллер, Доценко и многих других, одним из первых в России начали печатать таких авторов, как: Харрис, Саган. Издательство придумало и воплотило в жизнь самую популярную мемуарную серию «Мой 20 век»

Мы принимаем книгу к изданию (подписываем авторский договор, верстаем текст), размещаем книгу для электронных продаж («скачиваний») на сайте «Аймобилко», делаем Вам персональный авторский сайт и размещаем информацию о Ваших книгах в каталоге издательства «Вагриус».

Несколько дней – и Вы автор нашего издательства. За каждый проданный экземпляр (в бумажном или электронном виде) вы получаете роялти (например, с каждого «скачивания» произведения вы получите примерно четверть от указанной на «Аймобилко» цены)…

В случае, если количество электронных продаж по итогам квартала превысит 500 «скачиваний», издательство осуществит выпуск тиража произведения в переплете с твердой обложкой в количестве 3000 экземпляров в течение 45 дней после завершения квартала...

За отдельную небольшую плату мы можем изготовить экземпляры Ваших произведений в обложке любым тиражом, профессионально отредактировать текст, провести корректуру. Срок исполнения – 7 дней после подписания договора. Наши услуги стоят 15 000 рублей…»

Вход в большую литературу – всего 15 000 рублей! Но 500 «скачиваний» для неизвестного автора – число немаленькое. К тому же издаваемые таким образом книги размещаются на сайте «Аймобилко» в специальной рубрике «Тихий голос: неизданное и неизвестное». В комментарии к ней написано: «Тихий голос – это каталог книг, которых нет. Неизданных произведений неизвестных авторов. Книг, которыми мы, возможно, будем восхищаться завтра». То есть сразу указывается, что это как бы и не книги, в общем. Но дальнейшая судьба таких книг уже собственно и не важна издателю. 15 000 р. уже получены. За год «Тихий голос» родил всего десяток книг. Конечно, это небольшой заработок для издательства, но во время кризиса и такой доход, видимо, хлеб.

Еще один из новых видов бизнеса, связанный с авторами, издающимися за свой счет, является «Print On Demand» – печать по требованию. При использовании технологии POD книга существует в электронном виде и распечатывается только под конкретного заказчика, оплатившего ее. Литераторов соблазнительно приглашают:

«Есть много авторов, которые хотят издаться. Но издательства принимают примерно один процент рукописей из входящего потока. А некоторые принятые и вполне достойные произведения лежат в издательском портфеле, так как они априори не будут пользоваться массовой популярностью, их не издашь 5-тысячным тиражом, и соответственно, издательствам они не интересны.

Авторы могут подписать договор, после чего их книги будут включены в ассортимент отечественных и зарубежных интернет-магазинов – Amazon.com, Barnes&Noble.com, Borders.com, Озон, Букс.ру, Рид.ру, My-shop, Болеро и других, – а также появятся в специальных терминалах, которые устанавливаются сейчас в книжных магазинах. Включение книги в каталог компании и распространение через интернет-магазины и терминалы обойдется в 4 тысячи рублей…»

Все та же знакомая технология: «Утром деньги, стулья – когда-нибудь». POD, очевидно, хорош для редких известных книг, и эта технология будет развиваться, ей отводят в будущем до 10% книжного рынка. Но для начинающих, неизвестных авторов использовать ее нет смысла. Вот что рассказал один из тех, кто опробовал ее на себе:

«Большинство начинающих авторов покупает для себя, друзей, знакомых и родственников по паре десятков книг. И на этом популярность автора гаснет. Издатель же делает хорошие деньги… Стоимость моей книги в мягкой обложке – $13.12, в PDF формате – $3.00. Книга продается через крупнейшие американские книжные магазины, такие как Amazon.com и Barnes&Noble. За три года мне удалось продать несколько десятков книг в разных форматах. Прибыль моя составляет пять баксов с книги и три с каждой загрузки. Потрачено усилий, средств намного больше, чем получено…»

Сегодня зарабатывают на начинающих литераторах и организаторы платных литературных конкурсов, и создатели альманахов. Самым громким поэтическим конкурсом в этой категории является «Золотая строфа», в задачи которого входит: «поиск талантливых русскоязычных поэтов и их продвижение в творческой сфере; предоставление издателям информации о современных авторах; материальная поддержка авторов, показавших лучшие результаты; привлечение внимания на подобные литературные конкурсы поэзии и т.д». Наградной фонд – 300 000 рублей. Стоимость участия – от 1 000 рублей.

Платные альманахи выпускают многие отдельные лица и литературные объединения. Самая же помпезная программа альманахов была запущена компанией «Проза.ру – Стихи.ру». План выпуска включает в себя два десятка разного типа сборников: «Любовная лирика», «Гражданская лирика», «65 лет победы», «Стихи для детей», «Современная проза», «Ирония и юмор»… Участие – всего-то от 450 рублей за страницу. Только чем дальше, тем больше программа эта пробуксовывает – как оказалось, количество юных платежеспособных литераторов в стране не соответствует аппетитам «Прозы.ру – Стихи.ру».

При правильной оценке ситуации издательский бизнес за свой счет является вполне успешным и, что не менее важно, востребованным обществом. Действительно, ведь есть люди, которые хотят издать книгу для себя, для друзей или для аудитории, которую издательства просто не понимают. Но только при этом хорошо бы все делать честно без всяких уловок и туманных схем.

 

Наконец-то они это признали!

 

В интервью журналу «Однако» генеральный директор издательства «Олма Медиа Групп» Дмитрий Иванов сказал:

«Все, что сейчас происходит на рынке, – следствие двадцатилетнего стремительного развития книжной отрасли. Экономический кризис 2008 года стал катализатором тех проблем, которые накопились в отрасли. Ведь еще до кризиса полки книжных были забиты малочитаемой литературой. А издатели продолжали эксплуатировать авторов по полной программе. Мы обманывали читателя системно и периодически…»

Еще из журнальной публикации:

«Соперничество «Эксмо» и АСТ, считают эксперты, привело к переизбытку однотипных книг. «АСТ был известен своим стремлением всех «нагнуть»: перекупить автора, завалить рынок десятком бестселлеров… По сути, это был захват рынка отечественной беллетристики», – считает главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов. В результате на прилавках появилось огромное количество дублирующих друг друга серий и авторов. «Каждый работал только для себя, ставя цель – задавить конкурента.

Хотя очень многие серии изжили себя, но их поддерживали в пику конкурентам, – говорит один из участников рынка. – Гонку по количеству книг, гонку по тиражам – нередко в ущерб качеству – начали именно эти издательства. Это и стало одной из причин кризиса».

И еще:

«В последние годы распространилась практика выпуска издательствами одной и той же книги под разными названиями. Хрестоматийным стал пример с автором детективов Татьяной Устиновой: издательство «Эксмо», переманив к себе из АСТ топового автора, переиздало ее первые романы под другими названиями, что привело к путанице среди читателей и вполне законному их негодованию. Люди тратили деньги на «новую» книгу любимого автора, а потом обнаруживали, что уже прочли ее. Подобные приемчики применяют и другие издательства: например, «Амфора» выпускала знаменитый роман Тонино Бенаквисты то под названием «Сага», то под названием «Сериал». Издательство «Иностранка» в разные годы издает норвежского автора детективов Ю Несбе тоже под разными названиями. Так, в этом году в издательстве вышла книга «Богиня мести». Отзыв на одном из сайтов полон негодования: «Это не новый роман, а хорошо знакомая книга, которая уже давно выходила у нас под названием «Не было печали». «Иностранка» пытается показать этот фокус уже во второй раз – ранее они уже переиздали «Нетопыря» под новым заглавием «Полет летучей мыши», тоже не указывая на обложке, что речь идет о старом романе»…»

Ну и на десерт:

«Сделка по объединению АСТ и «Эксмо» стала третьей на книжном рынке за последние семь месяцев. В ноябре 2011 года то же «Эксмо» приобрело у финской компании Sanoma Independent Media издательство «Альпина бизнес букс». Несколько лет назад «Эксмо» уже стало владельцем 30% акций издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» («МИФ») и сейчас за счет передачи ему активов «Альпины» намерено увеличить пакет в компании до контрольного. Планируется, что объединенная компания будет контролировать более 60% российского рынка деловой и профессиональной литературы (объем рынка в розничных ценах – более 1 млрд рублей). Кроме того, в декабре 2011 года «Олма Медиа Групп» купила 100% акций крупнейшего в России издательства учебно-методической литературы – ОАО «Просвещение» – за 2,25 млрд рублей. Очевидно, что всерьез запущен процесс укрупнения отрасли. От издательств, открывающих новые имена и готовых рисковать, рынок движется к издательствам, думающим исключительно о прибыли».

А то все авторы, авторы виноваты…

 

Нас ждет диверсификация. Дождемся ли мы ее?

 

Не так давно журнал «Итоги» поведал любопытную историю о книгоиздательском успехе 27-летней американки Аманды Хокинг. В свободное от работы время она сочиняла романтические истории из жизни вампиров и в 2010 году обратила внимание на статью о самостоятельной онлайн-публикации. Опубликовала десяток своих романов на Amazon с помощью Kindle Direct Publishing . Романы разошлись тиражом в два с лишним миллиона экземпляров, а суммарный доход составил около трех миллионов долларов. В день скачивается около 10 000 копий книг Аманды. Сама она стала знаменитостью, ее – застенчивую, страдающую ожирением провинциалку из города Остин, штат Миннесота, приглашают в популярные ток-шоу и цитируют таблоиды.

Любопытно в этой истории, однако, и то, что не все книги, проданные Амандой Хокинг, были электронными. На странице писательницы на «Амазоне», имеется выбор – скачать книгу в цифровом формате или же приобрести ее на бумаге за 9 долларов, не считая доставки. Статистика показывает, что бумажная версия лишь на треть отставала по продажам от электронной. При этом оказалось, что многие фанаты, прочитав книгу с экрана ридера, далее заказывали себе еще и экземпляр на бумаге, чтобы поставить на полку или подарить кому-то из близкого круга общения.

Помогла Аманде Хокинг печать по требованию. Когда с сайта книжного магазина поступал соответствующий заказ, то в специальном цифровом печатном центре, имеющем партнерский договор с «Амазоном», тут же начинали печатать книгу. Полностью готовую (с брошюровкой и обложкой) отправляли заказчику.

Это только частный случай. В США «print-on-demand» развит очень неплохо. Так, в 2010 году в США, по данным агентства Bowker, было выпущено немногим более миллиона наименований книг, но доля «книг по требованию» среди них составила более 760 000. Весьма впечатляющие цифры.

В России, по словам имеющих отношение к рынку печати по требованию, с «print-on-demand» все обстоит не так хорошо, но этот рынок тоже быстро развивается. Как рассказал генеральный директор компании «Книга по требованию» Александр Казанский: «Мы сегодня печатаем около 4000 книг в день. Из них примерно 600 – это заказы из Москвы, а остальные приходят со всего мира: из Австралии, Японии, Латинской Америки. Технология процесса такова: человек заходит на сайт крупного книжного магазина (например, того же «Амазона» или российского «Озона»), который разместил у себя наш каталог, выбирает книгу и делает заказ. Заказ поступает к нам, после чего мы передаем электронный макет книги и ее обложку в ту цифровую партнерскую типографию, которая находится ближе всего к заказчику, – а оттуда свежеотпечатанный, еще тепленький экземпляр напрямую отправляется клиенту». Цена книги «print-on-demand» обычно – не намного больше, чем цена обычной книги, выпущенной небольшим тиражом (300-500 рублей без учета доставки).

«Печать по требованию» выгодна и автору, имеющему постоянные продажи, и издательствам, уменьшающим издержки, которые связаны с печатью небольших тиражей и хранением книг на складе. Конечно, в первую очередь эта технология интересует рынки подарочных изданий, специализированных учебников, но западные издатели все больше склоняются к тому, чтобы обходиться без риска с большими тиражами и издавать-продавать книги новых авторов художественной литературы практически в розницу с помощью «print-on-demand».

Что сдерживает развитие технологии «print-on-demand» в России? В какой-то степени – это невозможность качественного воспроизведения цветных иллюстраций. В какой-то степени то, что в отечественной книгоиздательской индустрии в качестве основных закрепились твердые переплеты, в цифровой же печати стандартным вариантом остается мягкая обложка, воспринимаемая читателем, как более дешевая и менее престижная.

Но это мелочи на фоне двух основных факторов. Первый – неразвитость цифровых технологий. Второй, почтовые услуги. В США почтовая доставка стоит недорого, работает просто и надежно. У нас ни один нормальный человек не пойдет общаться с почтовыми работниками без совершенно крайней на то необходимости. Гарантий в том, что человек получит заказанное в срок или получит вообще, нет никаких.

Таким образом, с одной стороны, «print-on-demand» может существенно помочь автору (вспомним, что у Аманды Хокинг бумажная версия печати по требованию лишь на треть отставала по продажам от электронной). Но с другой стороны, в России при отсутствии нормальных почтовых услуг, воспользоваться этим опытом очень сложно. Куда ни кинь в нашем королевстве, везде засада…

 

Indie-движение набирает силу

 

Новые времена приносят новые понятия. В западной книжной электронной среде все чаще оперируют новым словечком «Indie». Это сокращение от «independent» (независимый). Объясняется это слово электронными издательствами как «обобщающее слово для творческих форм выражения, характеризующихся идеологией «сделай сам». Особенно заметно «инди-движение» в музыке, моде и литературе.

Например, «инди-издатели» – это небольшие и в большинстве случае молодые издатели, которые независимы от крупных компаний. «Инди-книжные магазины» не входят в книготорговые сети. «Индии-книги» публикуются и выпускаются на рынок самими авторами без использования сервисов традиционных издательских домов. Соответственно, независимый от издателей автор зовется «инди-автор».

Многие «инди» отвернулись от традиционного издательского дела и решили больше не ждать признания и благословения от агентов и издателей. Со своими книгами они обращаются напрямую к читателям, которые самостоятельно могут оценить ценность произведений. Всего лишь за несколько лет «инди» стали заметным явлением. С улучшением «инди-технологий» повышается и профессиональный уровень «индии-авторов».

Любопытно, в феврале этого года в Фениксе (Аризона) состоялась Indie Author Publishing Conference & Pitchapalooza. Стоимость участия – 110 долларов. Вот какая была повестка:

«It's a great time to be an author | Presenters: Arielle Eckstut and David Henry Sterry

What about traditional publishing? | Presenters: Mike Slack, Annette Rogers and Gayle Shanks

How to pitch your book | Presenters: David Henry Sterry and Arielle Eckstut

Lunch Talk: Marketing your book | Presenter: Penny Sansevieri

Introduction to digital publishing | Presenters: Evo Terra and Jeff Moriarty

Alternative publishing | Presenters: Michael A. Stackpole, Mike Slack, Sam Henrie and Gwen Henson

Working with bookstores and libraries: Best practices | Presenters: Gayle Shanks, Kathleen Sullivan, Dana Braccia and Cindy Dach»

Жаль, что это было так далеко. Лично я бы поучаствовал…

«Инди-авторы» всех стран, объединяйтесь!

 

Из наблюдений за издательствами НАШЕГО времени

 

Про текущий кризис в издательской отрасли известно давно. Любопытно, какие уродливые формы этот кризис принимает на уровне собственно издательств. Главные редакторы дают умилительные интервью о том, как они развивают новые проекты, как замечательно справляются со своими делами. А в это время…

В крупнейшем издательстве упразднили целый департамент, занимавшийся очень крупным сегментом книг, обслуживавший большую аудиторию читателей, завязавший на себе значительное количество авторов, переводчиков и редакторов. Формально это тематику передали в аффилированное издательство. Реально же новая структура ведет дела только по ограниченному перечную книг данной тематики. Многие, востребованные рынком книги просто выпали из зоны интересов этого издательства.

Любопытно и то, что, в основном, в этом издательстве выпускаются книги, на которые найдены спонсоры. Редакторы, работающие над проектами, занимаются уже собственно не редактурой, а поиском этих самых спонсоров. Зарплата у них зависит от объема привлеченных средств. То есть, это уже собственно и не редакторы, а менеджеры продаж…

Еще в одном известнейшем издательстве закупают права у иностранных партнеров на издание книг в России. Часть книг благополучно переводится и продается, а часть… Нередко оказывается (уже после перевода), что книга не о том, о чем думал менеджер, давший добро на покупку прав. Что ж, переводчикам гонорар перечисляется, но книга… не выпускается. Потери, связанные со стоимостью прав и оплаты труда переводчика списывают… ну, включаются в стоимость других книг…

Некоторые хорошие книги вообще теряются в издательских дебрях: редакторы и переводчики помнят о таких книгах, а документы на них найти нет никакой возможности – хоть второй раз закупай права и плати переводчикам и редакторам…

В другом известном издательстве, гордо именующим себя лидером одного из сегментов, работают вообще без договоров! Не заключают их ни с авторами, ни с редакторами, ни с переводчиками. На словах договариваются, кто кому сколько, и работают, что называется, на доверии. Безо всяких юридических документов… Забавно, что в этом издательстве выпускают, в том числе, книги и по экономике, и по праву…

Еще одно известное издательство не платит ни авторам, ни переводчикам, ни собственным сотрудникам. На него даже в суд подают, а с него как с гуся вода. Издательство объявило себя банкротом. Все важные проекты быстренько перекинули в издательство с новыми названием и со старыми руководителями. Они снова дают работу новым авторам, переводчикам, редакторам и, видимо, когда придет срок рассчитывают, снова проделают старый трюк. Набив собственные карманы, просто кинут тех, кто на них работал.

Вот такой вот издательский «бизнес», «маркетинг» и «менеджмент» кризисного времени…

Понятно, что не все наши издательства грешат вышеописанным, но не по себе как-то, когда такими «кунштюками» балуются известнейшие структуры …

P.S.  По понятными причинам не привожу названий издательств и имен их руководителей. Кто в теме, легко узнает…

 

Падение тиражей продолжится

 

Вчера встречался с двумя своими издателями (получил гонорар за изданную книгу и подписал договор на новые две). Как всегда, на таких встречах узнаешь что-нибудь интересное. Так вот один издатель в очередной раз жаловался на сокращение продажных точек и сказал, что количество книжных магазинов в современной России стало меньше, чем в России конца 19 века. (Если помните, в начале этого года в Норильске закрылся последний в городе книжный магазин). И это нельзя списывать только на электризацию чтения, на платежеспособность населения и экономический кризис. Виновата прежде всего монополизация торговых точек издательскими структурами и бездействие власти, не препятствующая превращению книжных магазинов в пивные…

Так что тиражи продолжат падение. Интересно, что этому способствует развитие печатных технологий. Издателям теперь выгоднее печатать и допечатывать книгу небольшими тиражами, чем сразу издавать большим и оплачивать складские услуги.

Очевидно, тиражи будут падать и падать до точки «зиро»… Ну а электронные продажи, конечно, продолжат рост. Люди будут читать несмотря ни на что…

 

Издатели Пелевина совсем гавкнулись

 

Издательство «Эксмо», где только что вышел новый роман Виктора Пелевина «Бэтман Аполло», рекомендует ритейлерам продавать книгу по цене 555 рублей. При этом сами книжные магазины, как сообщает портал pro-books.ru, платят издательству 440 рублей за экземпляр, и, даже если выставлять минимальную наценку в 35-40%, которой придерживаются независимые магазины, чтобы поддержать любителей чтения, стоимость книги получается не меньше 600 рублей. В крупных книжных сетях наценка обычно достигает 70%. Но ритейлеры по всей стране придерживаются рекомендаций издательства, и продают «Бэтман Аполло» по цене от 555 до 585 рублей, хоть это и вызывает неудовольствие представителей книжных магазинов: «Это означает, что магазины работают себе в убыток, фактически покрывая расходы издательства», — рассказал изданию «Новый Регион» один из бизнесменов, пожелавший остаться неизвестным.

«Издательство, поясняя рекомендованную цену, подчеркивает, что «социальную значимость романа с точки зрения поддержания интереса к чтению и развития рынка трудно переоценить». «Эксмо» уточняет, что издательство несет большие издержки по этому проекту, поэтому выходит с инициативой часть издержек разделить с ключевой розницей. Какие именно особые издержки при издании данной книги несет издательство, и почему именно роман о вампирах «Бэтман Аполло» объявлен социально значимой книгой, не уточняется.

Но убытки несут не только ритейлеры. Не смотря на то, что в продажу книга поступила только 28 апреля, пираты уже выложили «Бэтман Аполло» в свободном доступе в нескольких интернет-библиотеках, причем некоторые читатели, скачивающие пиратскую версию, выкладывают в качестве пояснения фотографии ценников, где цена за новый роман Пелевина далека от рекомендованной и составляет 1260 рублей, хотя по ценнику нельзя определить, как называется магазин, решивший не прислушиваться к советам «Эксмо». Но и рекомендованную стоимость бумажной версии многие читатели считают завышенной.

Чтобы хоть как-то бороться с пиратами, «ЛитРес» начал продавать «Бэтман Аполло» с 1 апреля 2013 года, хотя ранее старт электронных продаж издания был запланирован на более поздний срок. Стоимость легального электронного экземпляра нового романа Виктора Пелевина составляет 199 рублей.»

P.S. Ну, что тут скажешь? Издатели плохо работают, при этом неплохо зарабатывают, а расплачиваются и за первое, и второе читатели – надо же гасить «большие издержки»…

 

Ох, мне эти издательские художники!

 

Недавно только с Галиной Парусовой обсуждали проблемы с обложкой ее новой книги. И вот у меня практически такая же история.

Прислали варианты обложки для нового издания книжки нон-фикшн. Я просто в трансе. Иллюстрация взята то ли интернета, то ли из клипарта – видел ее уже даже на обложке какой-то книги. Буквы в названии пляшут, цвета – кислотные, текст на последней обложке отцентрован…

Начал объяснять художнице про правила восприятия читателями визуальной и текстовой информации. Она взвилась:

– Что вы меня учите?! Я – не подмастерье! 30 лет этим занимаюсь…

Подумал: бедные издатели, авторы и читатели, которые попали на такого художника.

Почувствовав, что спорить с «художником» бесполезно, сказал ей:

– Извините, но в таком тоне общаться с вами не намерен. Передайте руководству, что автор отказался сотрудничать с Вами.

И положил трубку.

«Художник» перезвонил через две минуты. Хоть и сквозь зубы, но все-таки уже вежливо и более уважительно продолжил разговор.

Не знаю, что он опять там нарисует, потому что просто уровень интеллекта… кошмар какой-то: «Скажите, что нельзя изображать на обложке… Может стоит сходить в магазин и посмотреть как на других книгах, чтобы не повторяться…»

Убив бы, как говорят мои друзья украинцы…

P.S. Уже не первый раз замечаю, что когда у человека нет аргументов, он начинает говорить о том, как долго этим делом занимается. Правда, не уточняя с каким результатом

 

Бесславный конец литературных ублюдков

 

Мутные девяностые и нулевые принесли стране много плохого. В частности, издательский рынок оказался захвачен как случайными людьми, так и откровенными прохиндеями, воспользовавшимися возможностью поживиться.

Поначалу и у первых, и у вторых дела на фоне высокого потребления шли очень даже хорошо. Но по мере вхождения в рынок к их издательским структурам предъявлялись все более жесткие рыночные же требования. Нужно было разбираться и в маркетинге, и в менеджменте.

Эти науки многим издателям оказались не по зубам. С рынка ушли или оказались на грани ухода многие книжные, газетные и журнальные издатели. Они не смогли ни объединиться для лоббирования отраслевых интересов и борьбы с пиратством, ни наладить систему дистрибуции, ни дать читателю полный ассортимент востребованных книг, ни выстроить систему взаимовыгодных отношений с авторами…

Они ничего не смогли, и сейчас мы наблюдаем конечную фазу этого процесса. Выход на рынок в ближайшем будущем сразу нескольких электронных игроков (в первую очередь, Амазона) похоронит тех, кто не принял рыночные условия игры. Многим придется искать новую работу…

 

Издательство ищет рабов

 

В писательском сообществе объявление:

«Издательство ищет авторов, пишущих в жанре любовный/женский роман

Издательскому дому «Пресс-Курьер» требуются авторы для создания серии произведений в жанре любовный/женский роман.

«Женский любовный роман» – это серия книг под логотипом журнала «Дарья». Предположительная периодичность выхода: 2 раза в месяц. Новая книга – новый роман. Объем – от 68 до 84 полос формата А5. Объем каждого выпуска – примерно 3 авторских листа (120 000 знаков с пробелами).

Целевая аудитория – женщины от 25-30 лет и старше.

Гонорары – по договоренности, от 10 000 руб. за книгу и выше (точная сумма гонорара будет обсуждаться после ознакомления с вашими работами).

Издательство интересует постоянное сотрудничество и авторы, которые могут писать тексты быстро и качественно. Необходимо знание жанра женской любовной прозы, законов построения подобных текстов…»

P.S. Заметили цифру гонорара? Даже если Вы пишите роман всего за три месяца, то будете получать три тысячи рублей в месяц. Издательствам нужны не писатели, а рабы…

 

«Только у нас» – новый изыск книжных маркетологов?

 

Забрел по пути в книжный магазин «Москва». Полистал новые книги, на «квадратике» увидел книгу, на которой табличка «Только у нас». Не веря в собственную догадку, спросил продавца. Та подтвердила:

– Это значит, что продается только у нас.

Интересно, радуется ли автор тому факту, что его книга продается в единственном магазине?

 

«У Сытина» голодают издатели

 

Когда началась первая волна экономического кризиса, то с рынка ушел один из моих партнеров – издательство «Поколение». Остатки тиража разбросали по разным структурам. Часть книг попала и в компанию «У Сытина». Хотя ее расхваливали распространители, мне она не очень понравилась: находится в подвале на окраине Москвы. Не понравилась не зря: ее  генеральный тянул выплаты гонорара, придумывая различные поводы. В конце концов я плюнул и решил, что проще подарить ему эти небольшие в общем-то деньги, чем мотать себе нервы.

И вот уже забыл про эту компанию, но сегодня прочитал любопытное сообщение: «У Сытина» большие проблемы. Подробности в сообщении портала pro-books.ru:

«Владельцы оптовой книжной компании «У Сытина» подали заявление о признании фирмы банкротом. В связи с отсутствием средств, кредиторская задолженность компании в размере около 18,2 млн руб. останется невыплаченной…»

 

 

 

 

 
   

См. также:

О книжном рынке

О чтении

О литературе

О литературной жизни:

О библиотеках

О пиратах и авторском праве

۩

 

 

 

 

Купить, скачать, читать книги Александра Ермака