О литературной жизни в России и за рубежом
.  
 

 

۩ На главную

 

Тексты

Повести и романы

Рассказы

Пьесы

Поэзия

Публицистика

Блог "Записки  электрического автора"

 

Контексты 

Литературные афоризмы

Смешные афоризмы

Литературные анекдоты

Литературные загадки

Филологические анекдоты

Исторические анекдоты

Политические анекдоты

Детский фольклор

Детские загадки

Забавные скороговорки

Пародии на рекламу

Частушки для взрослых

Садистские стишки

Пословицы и поговорки

Неприличные пословицы и поговорки

1000 лучших фильмов

 

 

 

 

 

 

 

 

О литературной жизни в России и за рубежом

 

   

 

 

 

 

 

Больше всех зарабатывают «гибридные» писатели

 

Сайт Digital Book World опросил 9,000 начинающих и состоявшихся американских писателей, чтобы узнать, с какой целью и как много книг они издают и сколько зарабатывают. Об этом пишет портал pro-books:

 
 

«Проведенный в 2013 году социологический опрос Digital Book World показывает, что писатели, публикующие бумажные книги, чаще делают это «ради того чтобы зарабатывать деньги», в то время как самиздатовские – «чтобы состояться в жизни». Эти ответы были указаны в качестве второй по популярности причины, по которой авторы хотят публиковаться. Кроме того, для самопубликующихся авторов более важно было «поделиться личным опытом» и «поделиться знаниями».

В опросе участвовало более 9,000 писателей, представлявших четыре категории: начинающие (еще не издававшие свои книги), «самиздатовские», традиционные (издающие бумажные книги) и «гибридные» (издающие книги и через самопубликацию, и традиционным путем). Для всех четырех категорий наиболее важной причиной, по которой они издают книги, стало «желание реализовать себя профессионально как писателя».

Приоритеты писателей, издающих книги

Авторов спросили о том, сколько рукописей в год у них остается неопубликованными. У «самиздатовских» авторов этот показатель составил 3 рукописи в год, в то время как у остальных – в среднем 4. Как отмечает эксперт Digital Book World Дана Бет Вайнберг (Dana Beth Weinberg), одной из причин этой разницы может являться то, что авторы, публикующие книги сами, как правило стремятся опубликовать их побыстрее.

Самопубликующиеся авторы менее продуктивны, чем писатели, издающие книги традиционным путем. Однако наиболее продуктивными являются «гибридные» писатели. В среднем такой писатель опубликовал 15 книг, 10 из которых были изданы традиционным путем, а 5 были самоопубликованы. Для сравнения, традиционные авторы опубликовали в среднем по 8 книг, а исключительно «самиздатовские» – в среднем по 3 книги.

Уровень доходов по типам писателей

Уровень доходов опрошенных групп писателей различается. Начинающие авторы, что вполне естественно, в большинстве своем не получают никакого дохода от своего писательского труда. Около 19% опрошенных «самиздатовских» писателей также заявили, что еще ничего не заработали на своих книгах. В то же время среди традиционных писателей таких было лишь 6%, а среди гибридных – всего 3%. Максимального уровня дохода, от $200,000 в год, достигло 0.6% опрошенных самопубликующихся авторов, 4.5% традиционных и 6.7% гибридных. Средний (медианный) доход самопубликующихся авторов составил от $1 to $4,999 в год, а традиционно издающихся – от $5,000 до $9,999. Лучше всего себя чувствуют гибридные авторы, зарабатывающие на книгах в среднем от $15,000 до $19,999 в год.»

 

 

 

Российским писателям – достойную пенсию!

 

Решается вопрос о пенсионном обеспечении российских писателей. Считать трудовой стаж с момента первой публикации и назначить литераторам пенсию в размере половины от депутатской предлагают представители писательских объединений России. Сообщает pro-books.ru:

«По итогам Российского Литературного собрания Владимир Путин поручил решить проблемы с социальной защитой и пенсионным обеспечением российских литераторов. Писательские союзы занялись разработкой предложений, которые призваны урегулировать все сложности, связанные с господдержкой прозаиков и поэтов.

Например, Союз писателей России при участии Союза российских писателей внесли в Роспечать предложение назначать литературным работникам пенсию, которая будет равна половине пенсии депутата Госдумы.

Также писательские объединения предлагают считать трудовой стаж авторов с момента первой публикации их произведений. Такая система применялась в ССССР, а сейчас в стаж засчитываются месяцы, в которых работодатель делает за работника страховые взносы.

Но даже если новую систему учета стажа утвердят, пенсия литераторов не будет слишком высокой. Именно поэтому ее предлагают поставить в зависимость от депутатских выплат.

Первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов поясняет: «Пенсия писателя в России – 6–9 тысяч рублей, хотя писатели приносят государству пользы никак не меньше, чем депутаты».

Средняя пенсия депутатов, по подсчетам «Известий», составляет около 40 тысяч рублей, соответственно, писателям могут платить порядка 20 тысяч.

Писателями предлагают считать членов профессиональных объединений. На данный момент в СПР входят 6 тысяч человек, в СРП – 1,7 тысячи. Кроме того, возможно в список включат Союз писателей Москвы. Не поясняется, почему в звании писателей отказывается авторам, которые являются участниками других объединений, коих в стране довольно много.

Глава комитета Совета Федерации по социальной политике и председатель «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский скептически отнесся к предлагаемой схеме: «Почему тогда не привязать пенсии писателей к пенсиям губернаторов, министров, премьер-министров, президенту РАН? В начислении пенсии депутату есть логика, основанная на размере оплаты труда. Для работников искусства можно разработать комбинированную модель, чтобы большая часть их пенсии складывалась за счет накопительного компонента, в который можно было бы вкладывать в годы активной работы».

Эксперты Министерства труда заявляют, что идея приравнять членство в союзе писателей к трудовому стажу является нежизнеспособной. Пресс-служба ведомства напоминает, что пенсионные выплаты формируются за счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, вне зависимости от того, состоит работник в профессиональном союзе или нет. Таким образом, для решения проблемы с матеральным обеспечением пожилых писателей, Союз писателей может организовать корпоративную пенсионную систему и собирать пенсионные отчисления со своих членов, выступая в роли страхователя.

В данный момент денежную помощь писателям оказывают Литературный фонд России (ЛФР) и Международный литературный фонд (МЛФ). Обе организации получают доходы от сдачи внаем недвижимости, оставшейся в наследство от Литфонда СССР. По данным базы Системы профессионального анализа рынков и компаний, средняя годовая выручка ЛФР – несколько миллионов рублей, МЛФ – 30–40 млн рублей.

По оценкам члена президиума ЛФР Юрия Коноплянникова, в России около 10 тысяч писателей, и больше половины из них нуждаются в финансовой помощи.

«Стараемся помочь писателям деньгами на операции, на книгоиздание. Лично я на пять лет стажа представил документы в Пенсионный фонд, и пенсии у меня вышло на семь тысяч рублей. Писатели находятся в незаслуженно жутком, асоциальном положении. Сегодня хоронить не на что писателей», – поделился Коноплянников.

Председатель президиума МЛФ Станислав Куняев сообщил, что его фонд в течение года оказывает материальную помощь по поступившим от писателей заявлениям, обычно это от 100 до 200 случаев в год. Деньги выдают на лечение, похороны, юбилеи, издание книг. Максимальный объем помощи, определенный уставом МЛФ, – 15 тысяч рублей.

В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям сообщают, что в данный момент в ведомство поступило около десяти инициатив, предлагающих решение вопросов социальной защиты писателей. Рассматривается, в том числе, создание нового Российского литературного общества, для вступления в которое должны будут пройти аттестацию писатели, не входившие в советские литературные объединения. Еще предлагают начислять пенсии, руководствуясь размерами гонораров. В Роспечати сообщают, что прием предложений будет вестись еще около двух недель, поскольку уже в марте организация должна подать доклад с предложениями в Минкомсвязи.»

P.S. Кто не хочет пенсию, «которая будет равна половине пенсии депутата Госдумы»?

 

На какие книги обращают внимание литературные критики

 

На такие вот («Известия»):

«Назвать «Исповедь Zadrota», ожидающуюся на книжных прилавках во второй декаде апреля, литературой в привычном понимании нельзя. Сетевой роман, который книжные агенты сделали «бумажным», конечно же, совсем не рассчитан на то, чтобы им зачитывались поколения, но точно будет иметь успех.

Сетевые откровения, прошедшие читательский отбор до того, как они будут подвергнуты критике редакторской, издают, но не так уж часто. Этот литературный Casual, некогда растиражированный Сергеем Минаевым при помощи одноименного романа – часть некой новой литформы. В духе времени несложной и утилитарной. Купил, прочел, дал почитать, забыл, кому отдал; оставил в салоне самолета, в кафе, на даче друзей – порадовал следующего в цепочке. В советские времена такие книжки тоже лежали в магазинах, их покупали, в отдельных случаях экранизировали, потом книги перерабатывали как макулатуру, а на полки магазинов выкладывали товар посвежее.

Главный герой книги – компьютерщик экстра-класса. Стартовавший в то время, когда удивлять самим навыком работы на компьютере и умением ориентироваться в Сети было уже некого. Настало время хорошо зарабатывать, по-возможности не сталкиваясь ни с каким миром, кроме сетевого. Заходная привычная волынка: провинциальный городок, первые шаги в интернете – от просмотра порносайтов к созданию собственных. Текст книги потихоньку обрастает деталями и терминами, понятными только опытным юзерам. Но отчаиваться не стоит.

Начавшись как школьное сочинение, повествование набирает обороты и потихоньку приобретает черты молодежного фикшна. Стилистика летает от киберпанка к детективу времен журнала «Человек и закон», главный герой мечется, живет и работает. В интернете. Параллельно в онлайне разруливает проблемы с партнерами, женщинами, врагами, бывшими гэрэушниками, изредка отвлекаясь на алкоголь.

Дмитрий Шахов выстраивает текст в духе увлекательного квеста. Поскучал здесь – взбодрился через пару абзацев. Вот только главный герой – Евгений, бывший компьютерный задрот – о таких штуках, как игры, вполне может не догадываться. Он кует железо, пока горячо.

За окном провинциальный городок с умирающих градостроительным комбинатом, а его бизнес только начинается, наращивает обороты. Как и приключения, неизменно сопутствующие герою, который стартовал от скромного заработка самоучки и добрался до манипуляций в особо крупных размерах.

Перебирая страницы дней, Шахов не придает особого значения стилистике и формулировкам. Они принесены в жертву сюжету – яростному, скоростному, захватывающему. Но стоит ли требовать от создателей аляповатого забойного экшна изысканных плавных артхаусных тонов? Другое дело, что в том же экшне кроме главного героя есть почти всегда еще ряд персонажей, способных привлечь внимание зрителя-читателя. В идеале это «перцы» вроде Стэна – шизофреника-полицейского из бессоновского «Леона», при помощи отрицательного обаяния Гэри Олдмана превращенного в одну из самых ярких злодейских фигур мирового кинематографа.

В «Исповеди Zadrota» таких героев и антигероев нет. Все они – быстрый и отработанный материал, сродни выброшенным при апгрейде компьютера комплектующим, которые опытный профи держит про запас.

Такое небрежное отношение к книге, как ни странно, не умаляет ее достоинств. Зацепившись за некое подобие фабулы, не замечаешь, что автор своим сюжетом прихватил тебя крепко.

Не исключено, что методы создания подобного рода текстов – точно такой же продуманный и четкий бизнес, как и заработок в интернете, которому посвящена «Исповедь». Новый стиль, новый метод, новые правила сохранения энергии, теперь уже и литературной. Вот, правда, ни безымянный герой Casual, ни Евгений из Zadrota ни на «лишних людей», ни уж тем более на «героев нашего времени», о которых хочется поспорить и узнать, что же с ними будет дальше (несмотря на «открытые» финалы), ну никак не тянут.»

P.S. Интересно, почему автор «Известий» выбрал для рецензии именно эту книгу?

 

Стать писателем, чтобы попасть в ящик?

 

На сколько все-таки притягателен телеящик. Некоторые даже в писатели идут только для того, чтобы попасть на экран. И не ради интервью, а чтобы вести передачи: Быков, Прилепин, Минаев, Ерофеев…

Какие-то телеписатели, получается…

 

Британские писатели стали меньше зарабатывать

 

Соцопрос, проведенный Лондонским университетом, показал, что медианный годовой доход писателей в 2013 году составил всего £11.000. Сообщает портал pro-books.ru:

Опрос, проведенный по заказу Общества сбора писательских отчислений (Authors’ Licensing and Collecting Society, ALCS), был первым масштабным исследованием доходов британских авторов с 2005 года. Как оказалось, за девять лет медианный доход профессионального писателя в Великобритании упал на 29%: с £15.450 (с учетом инфляции) до £11.000. Между тем, по оценкам экспертов, уровень прожиточного минимума в Великобритании составляет £16.850 в год. Медианный доход всех опрошенных писателей был еще меньше: в 2013 году он составил £4.000, в то время как в 2005 году составлял £5.012, а в 2000 году – £8.810.

Лишь 11,5% из опрошенных профессиональных писателей, которые посвящают большинство своего времени написанию литературных произведений, получают доходы исключительно от продажи своих текстов. В 2005 году их доля составляла 40%. Британская газета The Guardian обратилась за комментарием к ряду писателей, чтобы проверить результаты исследований. Оказалось, что детский писатель Мэл Пит, чьи книги получали престижные премии, за первую половину 2013 года получил роялти размером в £3.000, в то время как еще четыре года назад – в десять раз больше. Джеймс Смит, чья первая книга вышла в 2010 году в независимом издательстве, а следующие пять были изданы HarperCollins, до сих пор не считает гонорары и роялти стабильным источником дохода.

ALCS называет результаты опроса шокирующими. По словам гендиректора Общества Оуэна Эткинсона (Owen Atkinson), «для писателей наступили трудные времена. Стремительное падение доходов авторов и количества писателей, для которых их труд является полной занятостью, может оказать серьезное влияние на экономический успех творческой отрасли Великобритании в целом – в частности, на широту и качество представленных продуктов».

Глава британского профсоюза писателей Общество писателей (Society of Authors), насчитывающего 9.000 членов, вторит Оуэну Эткинсону. По словам Николы Соломона (Nicola Solomon), все большую долю выручки от продажи книги в настоящее время забирают издатели, продавцы и литературные агенты, в то время как писатели получают все меньше. «Труд писателей должен оплачиваться по достоинству, если мы хотим, чтобы они продолжали писать и выпускать качественный продукт», – заявил Никола Соломон. Он также раскритиковал современный издательский бизнес, который все больше фокусируется на «звездных» авторах и все меньше предлагает достойные задатки обычным писателям. При этом, по словам главы профсоюза писателей, сами издатели работают все меньше. Так, при издании электронных книг им не нужно нести расходов на печатание книги, а при издании традиционных книг писателей все больше принуждают брать на себя маркетинг собственных произведений.

Между тем, согласно опросу ALCS, британские писатели все чаще отказываются от традиционных издателей в пользу электронного «самиздата». Средний уровень инвестиций автора в книгу составил около £500, а возврат – 40%. При этом 86% писателей, издавших книгу самостоятельно единожды, готовы сделать это снова. Среди них – Марк Эдвардс, который изначально издавал свои книги сам, затем подписал контракт с HarperCollins, а затем, недовольный сотрудничеством с издательством, вернулся к самиздату и возглавил топ продаж Amazon. «Я провел 15 лет в попытках заполучить договор с издательством, прежде чем начал публиковаться сам. Когда я все же получил договор, это было таким разочарованием, что я решил вернуться к «самиздату», который спас мою писательскую карьеру», – заявил Марк Эдвардс в интервью The Guardian. В электронном «самиздате» писателя привлекают «свобода, контроль и более высокие роялти».

 

Переводы в… стол

 

Очень тесно общаюсь с переводчиками. С одной стороны, они в более выгодном положении, чем авторы – им платят сразу после перевода книги (два-три месяца работы), и платят больше, чем авторам:)

С другой, и у них случается дурдом. Издательство закупает права на книгу, и только переведя ее и заплатив переводчику, понимает, что купила… х… в общем, не то, что думало.

Прикинул статистику: минимум 10% уже переведенных (оплаченных) книг не доходит до типографии. Можно только догадываться, каким образом издательства гасят убытки.

 

 

2011-2013 годы:

 

Вот такое вот «Нанораймо»

Интерпресскон-2013 начался и закончился традиционно…

Интерпресскон-2012 завершен

Институт критиков. Он существует?

«Старый мир», «Флагшток», «Их современник»…

О бедном агенте замолвите слово!

О союзе писателей

Реанимация «Прозы.ру»: пульс слабый, давление падает…

Гудбай, non/fiction!

Вновь я посетил (ММКВЯ)

Там некогда бывал и я

У женщин своя литературная премия. Отделяются

 

Вот такое вот «Нанораймо» 

 

1 ноябрая стартует Нанораймо – National Novel Writing Month (Всенародный месячник написания романа). Это акция для тех людей, которым очень хочется писать, но им не хватает сил и времени.

За месяц каждый участник Нанораймо должен написать некое произведение в пятьдесят тысяч слов.

Нанораймо быстро распространяется по планете, с каждым годом захватывая все больше участников. Согласно статистике Нанораймо:

1999: 21 участник и шесть победителей

2000: 140 участников и 29 победителей

2001: 5 000 участников и больше 700 победителей

2002: 13 500 участников и около 2 100 победителей

2003: 25 500 участников и примерно 3 500 победителей

2004: 42 000 участников и чуть меньше 6 000 победителей

2005: 59 000 участников и 9 769 победителей

2006: 79 813 участников и 12 948 победителей

2007: 101 510 участников и 15 333 победителя

Т.е. к финишу вечером 30 ноября с полным комплектом слов приходит 15-20% участников.

С этого года на сайте Нанораймо впервые появился русскоязычный блок.

 

Интерпресскон-2013 начался и закончился традиционно…

 

Закончился очередной конвент российских  фантастов «Интерпресскон-2013», проходивший в «Северной Ривьере» под Санкт-Петербургом.

Из официального:

Победителями признаны:

Крупная форма (роман): Юлия Зонис «Геном Пандоры»

Средняя форма (повесть): Евгений Лукин «Педагогическая поэма второго порядка»

Малая форма (рассказ): Евгений Лукин «Призраки»

Сверхкороткий рассказ: Алексей Дуров «Зуб»

Дебютная книга: Алексей Верт «Дзен-софт»

Критика / публицистика: Владимир Ларионов «Фантастика нулевых лет»

Из личных наблюдений:

Программа.

Это самая уязвимая часть «Интрепресскона». Она традиционно публикуется за неделю до начала конвента. Поэтому  на него едут в подавляющем большинстве те, кто это делает уже  не первый раз, и кому, собственно, неважно, какая именно программа будет в этом году.

Те, кто поехал бы на конвент из-за программы из других городов, после ее публикации уже не имеют такой возможности. «Интерпресскон» проходит в праздничные дни, и купить билет в последний момент не получится. А заранее вряд ли купишь, не зная программы, «кота в мешке»…

Кстати, программа конвента насколько обширна, настолько и эклектична (с упором на творчество Стругацких):

– Предпремьерный показ первой части сериала «Посредник» по дилогии Александра Мирера «Дом скитальцев». Встреча с творческой группой сериала                    

Презентация: А. Олексенко представляет новую книгу в поэтической серии «Альтернативный пегас»: Н. Романецкий. «Тоники. Сага о кольце Сидора»

Поэтические чтения: Николай Романецкий, Леонид Каганов, Евгений Лукин и примкнувшие.

Пивная вечеринка в кельтско-«килтском» стиле.  Концерт: «Минус Трели»                  

Турнир Magic: The Gathering 

Выставка произведений художников, номинированных на премию «Интерпресскон»

Доклад: М. Шавшин. «Аркадий и Борис Стругацкие. Динамика творчества»

Доклад: С. Переслегин. «Альтернативная история — подлинные альтернативы»

Доклад: Ю. Флейшман. «Архивы Стругацких»

Презентация: С. Бондаренко. Полное собрание сочинений Стругацких

Доклад: С. Шилов. «Зима близко»

Доклад: А. Кузнецова. «Русскоязычные зарубежные издания Стругацких»

Презентация: Издательство «Terra Fantastica» и творческая студия Дм. Лаврова. Собрание сочинений Стругацких в одном томе

Доклад: Дм. Вересов. «В сценаристы б я пошел, пусть меня научат»

Доклад: В. Гончаров. «Наш привет Фукуяме или Малый типовой набор юного футуролога»

Презентация: Премии литературного клуба «Живой металл»

Презентация: «Еврокон–2015 в Петербурге

Дискуссионный клуб «„Людены“ отвечают»

Презентация: Фестиваль «Петроглиф» (Карелия)

Доклад: Russel D. Jones. «Что мы знаем о психологии, но боимся признаться»

Презентация: Портал Fan-book.ru

Кинопоказ: «Фантастическое кино Тинто Брасса». Демонстрация фильма «Летающая тарелка».

 «День победы», полевая кухня, фронтовые 100 грамм Корюшка! Концерт: Песни под гармонь «Мертвяцкие» мероприятия                          

Игротека настольных игр 

Доклад: А. Малышкин. «Современная шотландская фантастика»

Кинопоказ: «Город, которого нет». Ленинградская кинохроника

Доклад: Е. Бойцова. «Пляски на костях. Как презентовать фантастические книги»

Круглый стол А. Первушин, В. Владимирский. «Антологии — последнее прибежище рассказчика?»

Семинар Е. Первушиной. Фантастика женским почерком

Дискуссионный клуб «„Людены“ отвечают»

Доклад: А. Москаль. «Как мы можем и как мы не можем летать в космосе»

 Доклад: С. Тулина. «Разница видения перспектив однополого общества в зависимости от гендерной принадлежности автора»

Издательский дом «Ленинград»: встреча с авторами

Доклад: М. Кочакова. «Профессия сценариста компьютерных игр: творчество, техрайтинг и «сотворение миров»

Доклад: В. Владимирский. «Не развлечение, а обязанность! (О причинах актуальности творчества братьев Стругацких)»

Кинопоказ: Видеопоказ беседы группы «Людены» с Б. Стругацким на «Интерпрессконе–2005»

Доклад: А. Кубатиев. «Мы и Свифт. Завещание декана»

Награждение лауреатов премий: «Интерпресскон»,  «Малая Бронзовая Улитка»                      

Доклад: А. Ермолаев. «Эволюция науки и техники в мире Полудня»

Заключительный банкет: Концерт: Вячеслав Ковалев. Представление нового сборника. «Херес-клуб». Награждение победителей конкурсов, объявленных Интерпрессконом–2013. Дискотека…

 

Эклектичность, очевидно, связана с тем, что программа собирается просто из заявок желающих выступить на конвенте. В ней ощущалось отсутствие правового, критического, экономического блоков. В современных условиях и авторам, и издателям все больше приходиться следовать новым тенденциям, связанным, прежде всего, с интернет-технологиями. Но на доклад по бумажному самиздату пришло ровно в два раза больше авторов, чем на доклад по самиздату электронному. Слова Амазон, Литрес, Кобо пока еще многим авторам ничего не говорят. Авторы активно интересовались тем, как войти в бумажную серию, книги в которой выпускаются тиражом в… 50 экземпляров…

 

Интерес к программным мероприятиям был разным. Больше всего участников пришло на встречу издательства «Ленинград» с авторами. И это понятно, т.к. руководит «Ленинградом» бывший руководитель «Лениздата», он же – хозяин-организатор конвента . Он, конечно, мог позволить себе все, что угодно. И опоздать на встречу со своими авторами, и выйти на сцену с бутылкой вина, и сказать:

– Издательство было, есть и будет. Вот собственно вся моя презентация. Вопросы есть?

Кто-то спросил:

– Сидор, а каков современный ассортимент выпускаемых книг издательства?

Тот ответил. Так что разговор был такой… традиционно домашний.

 

Не заладилось в этом году с литературной студией. Если ранее было две группы участников и два ведущих (С.Логинов и А.Кубатиев), то в этом году была только группа А.Кубатиева. При этом в ней было только 6 участников. Ведущий говорил, что отбирали участников организаторы, организаторы утверждали, что все решал ведущий. Так или иначе, за бортом осталось немало желающих поучаствовать в студии, и при этом на ней обсуждались произведения, явственно нарушающие принцип объявленного отбора рукопись. Что-то студию в этот раз понесло не в ту степь…

 

Были традиционные вечерне-ночные дружеские посиделки, читки и распевки на этажах и в номерах…

 

Сервис… В этом году был выбран более комфортабельный (и более дорогой) санаторий. Еда, напитки были вполне. Традиционная корюшка также. Политизированные люди проклинали «Путинку», а эстетизирующие, глядя на полусладкое, вспоминали прошлогоднее сухое… Но это вкусовщина чистой воды…

 

Погода была традиционно питерской – в течение трех дней было и тепло, и прохладно, и ветрено, и безветренно, и солнечно, и дождливо, и пьяно, и очень пьяно. Здесь уже каждый выбирал по вкусу:)

 

В целом… Интерпресскон-2013 был не хуже и не лучше Интерпресскона-2012. Он просто был немного другим. Немного.

Может ли следующий Интерпресскон стать лучше? Безусловно. Станет ли? Неизвестно. Стоит ли по этому поводу  заморачиваться? Вряд ли. После участия в двух конвентах лично у меня создалось впечатление, что конвент получается именно таким, каким его собственно и видят хозяева-организаторы…

 

Интерпресскон-2012 завершен

 

Предыстория:

В прошлом году собирался на литературный семинар в Партенит. Отослал рукопись, прошел отбор, но когда стал уточнять детали пребывания, наткнулся на странную позицию организаторов: «Наша задача заключается в организации мероприятия, а не в оказании услуг». Любопытно: деньги берем, но ни за что не отвечаем… Некий ГГ очевидно был весьма раздражен моими элементарными и естественными вопросами. Ехать расхотелось, и я отказался. И правильно сделал, потому что после отказа ГГ стал просто биться в истерике: «Опыт проведения семинаров подсказывает мне, что вы, почитав жесткие разборы на семинаре, немного мнэ... испугались и зацепились за тон, реверансы и пр., чтобы "соскочить"..». Видимо, человек судит по себе. Так что не сложилось у москаля с хохлами...

Но вот с Питером у москвича все получилось. Без напрягов и истерик. Организация была полнее приличная. Можно сказать, Интерперсскон-2012 удался. О моих впечатления ниже:

Я опоздал на открытие конвента, т.к. мой поезд пришел в Питере только к обеду. Билетов на более раннее время купить не успел. Проведение конвента совпадает с майскими праздниками, так что фантастические граждане-пассажиры приобретайте билеты заранее. (Кстати, и оплачивать участие стоит также заранее – это и дешевле, и выбор номеров больше. Лучше всего ехать вдвоем – тогда можно взять относительно недорогой стандартный номер с удобствами. Для одиночек выбор небогат: или «эконом» за 8 000 с удобствами на этаже или «полулюкс» со всеми удобствами, но за 15 000).

Так вот я опоздал на официальную часть открытия, поэтому сказать, что там было, простите, не могу. Еще пропустил презентацию семинара «Малеевка-Интерпресскон», но застал любопытную выставку первых российских фэнзинов (самодеятельных альманахов), и попал на чтение матерных стихов Кагановым (и на фантастические темы, и на социальные). Народ смеялся и аплодировал.

Зато не пропустил ужин:) Кормят в этом странном симбиозе советского пансионата с уродливым оскалом капитализма вполне прилично. А потом была вечеринка в стиле 20-х Чикаго. Наливали водку из молочников и виски из чайников, звучал Армстронг. Все танцевали, резались в рулетку на бесплатно розданные купоны (в пределах 20 долларов). Выигравший больше всех получал бесплатное участие в конвенте следующего года (я быстро спустил свои 20 баксов и, как вы понимаете, ни черта не выиграл:). И главное – все знакомились, общались, чтобы дружно и полезно провести на конвенте время.

На следующий день было главное – студии. Я попал к Алану Кубатиеву. Человек достаточно известный. Как профессиональный преподаватель и студию нашу провел вполне профессионально – каждого участника (в том числе и автора этих строк) разобрали досконально.

В студии участвовало 12 человек со своими произведениями (плюс были и дополнительные «критики»). Сами участники студии очень разные. Многие приезжают уже не в первый раз, и как сказал Алан, они растут у него на глазах.

Был редактор журнала, который после четырех лет учебы на студии, впервые написал рассказ не на свою профильную тему и его похвалили. Человек просто воспарил…

Был редактор. Его служебное положение приучило к тому, что он всегда прав. Поэтому на любое замечание реагировал крайне болезненно, начиная оправдываться терминами типа «сюжетность фабулы»…

Еще на студии был человек, пришедший только на разбор своего рассказа. В разборах чужих произведений не участвовал – «извините, времени не хватило»…

Почти все участники студии – люди в фантастике начитанные, авторы, уже участвовавшие в конкурсах, выпустившие кто одну, кто пару книг. Очевидно такая студия больше всего полезна не для совсем начинающих авторов, а скорее для продолжающих, для совершенствующихся. Но в определенных рамках, так как и состав студии, и личные пристрастия ведущего, конечно, накладывают ограничения. Начитанные в фантастике авторы часто не читали классиков литературы и не знакомы с разнообразием стилей, приемов. Поэтому все, что отличается от фантастического мейнстрима, у них вызывает отторжение. Ведущий же менее критичен по отношению к своим любимым жанрам и более к тем, которые ему лично не интересны. Но такие издержки неизбежны – все мы люди:)

Я лично, несмотря, на жестокую критику своим обсуждением весьма доволен – бета-ридеры указали на ряд очевидных ошибок, показали, как может быть воспринята моя будущая повесть частью читателей…

Так вот Алан умело управлял обсуждением, останавливая чересчур жаркие дискуссии, не позволяя переходить на личности и делая лирические отступления, чтобы студия кончилась не раньше и не позже, а вовремя.

Потом была вечеринка на открытом воздухе – гречневая каша, сало, чай, водка, песни фронтовых лет (и это через час после ужина:)...

Кстати, на вечеринке Алану за его ехидство (вполне невинное) по отношению к авторам отомстили по полной. Участники студии устроили заговор и вовлекли в него других фантастов конвента. Каждую минуту к Алану кто-то подходил и говорил «Алан, добрый вечер». Сначала внимание почтенной публике Мастеру льстило, но потом на 5-6 поклоннике Алан раскусил заговор и начал весьма интеллигентно материться:)

Всего на конвенте было человек 70-80: авторы, продолжающие и начинающие, просто любители фантастики и любители пообщаться и выпить на тему фантастики. Несколько фриков… Как-то особенно запомнился чистовыбритый мужик в пиджаке и галстуке, приходящий на завтрак, обед и ужин с бутылкой виски, на дне которой плескается. Все видят, что человек пьет виски (ого, дорогой напиток!). А никого не угощает, потому что осталось на одного. Каждый раз приходит с одним и тем же количеством, чтобы показать, что пьет виски и ни с кем не делится, потому что «на одного». Все уже поняли. Напиток хранится у него в номере в банке, откуда он перед выходом отливает «показательную порцию»:)

Особенно смешным этот мужичок выглядел на фоне того, что спиртное на конвенте лилось рекой. И пили его здесь даже небольшие любители выпить. Природа чудная – финский залив, дюны, сосновый бор, но май месяц – холодно. Отопление в пансионате уже отключили. Так что единственное спасение – наливай!

Пока шла студия свободный народ съездил на интересную экскурсию – на линию Маннергейма. По той же причине пропустил еще несколько мероприятий: «Роль футурологического эссе в описании будущего современной России», «Информационные катастрофы», презентацию альманаха «45 меридиан», круглый стол «Как на самом деле летать в космосе»…

В целом программа конвента была очень насыщенной. Утомившись на студии и вечеринке:), на следующий день я проспал круглый стул «О классическом и городском фольклоре в фантастике», презентацию фестиваля фантастики «Поехали» и еще много чего:)

Но кое-что все-таки не прошло мимо.

Очень любопытной вышла презентация издательства Лениздата – она же встреча с авторами. Никогда с этим издательством не работал. Но еще до конвента где-то попадалась информация, что эта копания не платит гонорары своим авторам. Увиденная в фойе пансионата выставка-продажа книг Лениздата (все по 50 руб.) тоже на лирический лад не настраивала – огромное количество фантастической макулатурлы под красиво нарисованными обложками.

Так вот, авторы прождав некоторое время руководителя Лениздата, начали ему названивать и узнали, что он просто забыл про эту презентацию и ждущих его авторов. Но все-таки г-н Сидорович пришел – порадовал своих старых и новых авторов:

«Произошел рейдерский захват. У Лениздата новый собственник. Я ничего не мог сделать, уже давно ни мне, ни сотрудникам, ни авторам не платили зарплат и гонораров. Так что теперь Лениздата, как такового нет. Будем возраждаться. Сначала будет издательство ИП Сидорович. Печатать будем в первую очередь тех авторов, кто даст прибыль, чтобы вернуться на прежний уровень продаж. Сейчас возобновляем связи с розницей. Открываем свой электронный магазин. Книги там будут недорогие – 50 рублей и из них 10 будет получать автор. Больше заплатить не могу – издержки. Часть прибыли будем откладывать на выплаты долгов по гонорарам. Нужно выплатить 4 000 000 рублей. Потихоньку все вернем..».

Народ слушал Сидоровича без особого оптимизма. Во-первых, он смутно представлял себе рынок электронных книг, и во-вторых, перспективы возрождения издания бумажных книг также выглядели туманно – типография Лениздата осталась у нового собственника. Сможет ли подняться Сидорович со своими авторами, но без своей типографии и с такими долгами? (Кстати, часть авторов предлагали ему погасить хотя бы частично долги бесплатным участием в конвенте, он на это не пошел)…

Еще побывал на презентации серии «Петраэдр». В этом году издатели собирают рассказы в сборник «Деньги». Издание некоммерческое – «за книжку» (без гонорара).

Заглянул на презентацию Петербургской Фантастической Ассамблеи, чей конвент пройдет в августе в этом же пансионате («Морской прибой»). Организаторы пообещали: «Будет дешевле и не менее интересно. Будет более широкий круг тем…» Заодно представили мини– доклад «Хоррор: вчера, сегодня, завтра». Познавательно, хотя и пессимистично. Оказывается, наш народ в отличие от американского хорор особо не жалует...

Презентацию «О профсоюзе писателей» замылили (не состоялась по необъявленной причине).

Потом было награждении лауреатов премий «Бронзовая улитка», «Интерпресскон», «Полдень». По ходу награждения имена многочисленных победителей не записывал. Понадеялся на итоговый пресс-релиз, который должен бы получить на обещанной пресс-конференции. Но она не состоялась. Запомнил только, что получили награды Каганов и Зонис...

Завершился день действом «Корюшка и "мертвяцкие" мероприятия» под гитару Михаила Башакова. Атмосфера была душевной. Много танцевали. Корюшкой все объелись и еще осталось. Глядя на недоеденную корюшку, разные закуски и напитки я поделился с соседкой: «Вот что значит Питер, всем всего хватило, такое редко бывает в Москве…» На что соседка ответила: «И в Питере всегда не хватает, этот здесь на конвенте так принято…» И я вспомнил рекламу Фантастической Ассамблеи – «будет дешевле», да, но корюшки там, наверное, тоже будет меньше:)

Утром чуть подпортила в целом приятное ощущение от вполне прилично организованного конвента отправка. Единственный автобус не вместил всех отъезжающих фантастов:(Но за такую корюшку организаторам можно многое простить:)

 

Институт критиков. Он существует?

 

Я вниманием критиков не избалован. Все что у меня было, так это несколько положительных сетевых рецензий + ворчливая рецензия в «Независимой газете», продемонстрировавшая определенную начитанность критикессы.

Но поскольку только по себе судить сложно, я спросил нескольких знакомых литераторов, о роли критиков в современной литературе. Любопытно, что прежде чем ответить, все глубоко задумывались:

«Знаешь, старик, сложно сказать… Критики они, конечно, еще есть, но при этом их как бы и нет…»

Из дальнейших рассуждений становилось ясно, количество критиков стало просто мизерным, а те критики, которые выживают, давно не являются объективными и живут на взятки-подачки издательств.

Жалко, что институт критиков фактически отдал богу душу. Ведь сейчас, когда на электронных платформах самопубликации типа Amazon, Smashwords, Xinxi ежедневно появляются сотни книг, написанные десятками авторов, профессиональные критики весьма бы пригодились читателям – помогли бы им при покупке книг отделять «зерна от плевел».

 

 «Старый мир», «Флагшток», «Их современник»…

 

Долгое время одним из важнейших «поставщиков» новых интересных авторов были толстые литературные журналы. Но сейчас эти издания найти в книжных магазинах, в газетных киосках практически невозможно. Проще обнаружить в Интернете. Есть там сайты знаменитых флагманов отечественной литературы. Через любой поисковик легко найдешь и «Новый мир», и «Знамя», и «Юность», и т.д. Но полистав компьютерные страницы, вряд ли возьмешься за чтение, удобно устраиваясь в кресле. Просто не тянет. Потому что абсолютно во всем «толстожурнальном» сквозит отсталость от времени. И в том, что сами сайты неудобные, неприспособленные для длительного комфортного чтения. И в том, что редакция предпочитает общаться с современными читателями и авторами не по электронной почте, а по обычной. И, увы, в самом содержании. Оно недвусмысленно указывает на то, что авторы толстых журналов в большинстве своем не приемлют перемены, пишут с точки зрения людей, оказавшихся на обочине новой жизни – от имени интеллектуалов-сторожей имущества «новых русских», частных таксистов-бомбил и т.д. Недовольные своим нынешним статусом, они пытаются ерничать над словами «мерчандайзинг», «франчайзинг», «супервайзинг», не понимая, что эти понятия прочно вошли в современную жизнь. Профессии с экзотическими названиями уже освоены, и их названия для большинства работающих людей звучат совершенно естественно. Так же, как «офис», «супермаркет», «ипотека».

Все хорошее, по мнению авторов толстых журналов, осталось в прошлом. Потому и заполнены страницы этих литературных изданий скорее мемуарами, чем повестями и романами. То, что современному человеку не хочется читать ни «Новый мир», ни «Современник», говорит простая статистика. Двадцать лет назад толстые журналы имели тиражи в миллионы экземпляры, сегодня все вместе – около 50 тысяч. Главные редакторы «толстяков» уверяют, что дело не в содержании. Мол, виновата развалившаяся система распространения. Но она ведь развалилась для всех. И тем не менее многие (и даже более дорогие в подписке) издания сохранили если не миллионные, то стотысячные тиражи.

У толстых журналов сегодня нет розничных и подписных продаж. И нет рекламы, для которой необходимо иметь читательскую аудиторию. А она, судя по тиражам, отсутствует…

Толстые журналы остались в прошлом во всем. В том числе и в подходах к собственной издательской экономике. Редакционные работники не восприняли «менеджмент», так и не освоив ни новых подходов в распространении, ни работу с рекламой. Все, что сегодня умеют главные редакторы толстых журналов, так это, по старой советской привычке, жаловаться на жизнь и заниматься попрошайничеством. Просят у кого угодно, кто может подать – и у местной администрации, и у агентства печати, и у президента, и у американских финансистов… Но подавать никто не стремится. Ни свои, ни чужие. Опять же из-за аудитории. Ее ведь нет. Современные толстые журналы не интересны обществу в целом. За двадцать прошедших лет толстые журналы переродились, стали обслуживать интересы не интеллектуальной элиты (которой у нас сегодня в стране, конечно же, больше 50 тысяч), а интересы групп «сотоварищей», лично, коммерчески или политически связанных друг с другом.

Конечно, каждый имеет право выпускать издание, выражающее свое частное, отличное от большинства сограждан мнение. Но только стоит ли при этом заявлять о себе, как о «совести нации», и требовать от государства взять на содержание?

Все, что занимается не своим прямым делом, рано или поздно умирает. Если журнал начинает обслуживать не читателя, а редактора и иже с ним, то он обречен. Сегодня уже всем очевидно, что бывшие литературные флагманы страны потеряли ход и стали на прикол, превратились в эдакие памятные монументы. Были «Новый мир», «Знамя», «Наш современник», «Юность»... А теперь? «Старый мир», «Флагшток», «Их современник», «Старость»...

 

О бедном агенте замолвите слово!

 

На развитых рынках писатель работает в упряжке-«тройке»: автор, литературный агент, редактор. Сегодня у нас институт редакторов, при всем обилии соответствующих учебных заведений, недостаточно развит. Чтобы работать с перспективными авторами их не хватает (издатели в этих специалистов просто не вкладывают деньги), у многих же имеющихся, остающихся в профессии, очень низкая квалификации.

Что касается института литературных агентов, то он отсутствует напрочь. Таких профессионалов нигде не готовят. В стране есть литинститут, филологические факультеты, журналистские. Менеджеров продаж различных товаров и услуг, например, сегодня учат во многих учебных заведениях, на различных курсах. Но вот литагентов – нигде.

Также существенную роль, определяющую дефицит этих специалистов, играет и то, что Россия по менталитету – страна более творцов, чем продавцов. У нас каждый второй поэт или писатель, но все-таки не продавец. Эта профессия не престижна, не уважаема и подчас даже презираема (особенно интеллигенцией). Но без продаж не бывает рынка. И если в других его сферах сегодня находятся в стране продавцы, то определенно найдутся они и для литературы. Но только в том случае, если ею будет выгодно торговать. А какая сегодня выгода продавцу рукописей?

Авторы получают 5-10% от издательской цены, тогда как во всем мире ставка 8-12% от КОНЕЧНОЙ цены. То есть наши издательства изначально недоплачивают авторам, обкрадывают их. Ну а если издательство платит автору грошовые гонорары, то тому просто нечем делиться со своим литагентом. Соответственно, никто не идет в эту профессию. Соответственно, никто и не работает с новыми авторами, не продает их издательствам. Соответственно не продают новые книги и не зарабатывают сами издательства. Не доплачивая писателям, издательства не развивают институт литературных агентов и сами рубят сук под собой. Все рубят и рубят…

 

О союзе писателей

 

Мерилом таланта автора для издательств в былые времена являлся Союз писателей, ведь вступить в него можно было, только предоставив опубликованные тексты и рекомендации других поэтов, прозаиков или драматургов. Однако за прошедшие годы ситуация изменилась. Вся «союзписовская» система канула в лету вместе со всеми своими атрибутами (в том числе с весьма экзотическими для рыночной экономики «жописами», «дописами» и прочими «мудописами» – женами писателей, дочерями писателей и мужьями дочерей писателей).

Союзов писателей стало несколько, и распад ли­те­ра­то­ров на все бо­лее мел­кие официальные и по­лу­офи­ци­аль­ные ту­сов­ки продолжается до сих пор. Причем все эти организации раздирают скандалы, связанные как с дележом унаследованных Литфондов, так и новоприобретаемых грантов.

Союз писателей сегодня не обеспечивает своих членов ни материальными благами в виде жилья, литературного госзаказа, турпутевок и санаториев, ни современным уровнем творческих семинаров. Все, что ныне эта организация может дать взамен членских взносов, так это скидки на поход в музей, а также при посещении дома отдыха писателей или ресторана союза писателей. Ну, и еще стаж для гарантированной мизерной пенсией. Однако всего этого недостаточно, чтобы привлекать в свои ряды самую молодую кровь. Человек современный сегодня зарабатывает достаточно, чтобы самостоятельно выбирать место для отдыха, размер будущей пенсии и интересные семинары литературного мастерства, проводимые отнюдь не только Союзом писателей.

В новые времена многие состоявшиеся писатели, имеющие не одну изданную популярную книгу, даже и не помышляют вступать в какой-либо из союзов писателей. Предъявление же «корочек» «союзписа», вступить в который ныне не так уж сложно, не дает издателям никаких гарантий в успешности автора. Некоторые редакторы даже с подозрением относятся к писателям, предъявляющим удостоверение члена Союза писателей. Так нужны ли сегодня «союписы» и если «да», то в каком виде?

 

Реанимация «Прозы.ру»: пульс слабый, давление падает…

 

В начале нулевых «Проза.ру» была очень популярным и перспективным литературным ресурсом: там публиковались действительно талантливые авторы, проводились интересные творческие конкурсы. Однако, через несколько лет гигантская волна графомании просто утопила все хорошее. К тому же руководство решило сделать из этой площадки управляемую политическую силу – некий новый союз писателей (графоманов), у нас ведь каждый второй – писатель, каждый первый – поэт. Поэтому организация получалось очень нехилой с точки зрения количества ее членов. За 12 лет существования Проза.ру и Стихи.ру на этих площадках разместили свои публикации более 600 тысяч писателей и поэтов.

И вот как бы организация-то есть, только литературная ли она – это большой вопрос. Видимо, чтобы его снять, Проза.ру и еже с ней Стихи. Ру (плюс Русский литературный клуб при поддержке Роспечати) организуют этой осенью массовые литературные премии «Народный поэт» и «Народный писатель». Лауреатов будет выбирать народное жюри – сами посетители сайтов. Призом станет издание книги. Видимо того же качества, что и запущенная «Прозой.ру» серия сборников, издаваемых за счет самих авторов.

 

Гудбай, non/fiction!

 

Вот и прошла очередная Московская ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ. Я в этом году на нее не пошел. И потому что больше работаю с электронными книгами, и просто потому что ничего нового от нее не ожидал. Как-то закостенели у нас все выставки (и осенняя ММКВЯ, и весенняя «Книги России») вместе с издателями, все время одно и тоже: у крупных издателей – те же книги, те же имена, у маленьких издателей – те же смелые эксперименты, которые ни во что не вырастают…

Критики отчитываясь о прошедшей non/fiction 2012 тем не менее отмечают то, что на ней был настоящий знаменитый французский писатель Эмманюэль Каррер, который представил жизнеописание Эдуарда Лимонова – писателя и политика. Большое событие!

Еще одно «потрясение»: британец Эндрю Миллер и его роман «Подснежники», написанный «от лица юриста-англичанина, живущего в Москве и не устающего удивляться непредсказуемости и безумию российской жизни».

Ну, и еще кое-что «по-мелочи»…

Так как я не видел эту non/fiction своими глазам, то лелею надежду, что критики не заметили чего-то действительно важного.

 

Вновь я посетил (ММКВЯ)

 

Волею судеб побывал на Московской международной книжной выставке-ярмарке. Несмотря на корявую аббревиатуру, выставка эта вполне приличная – главный зал «A» забит издательствами до отказа. Центровые места, как и полагается, занимают «Эксмо» и «АСТ», по срединке – середнячки же, по краям – мелочевка. Народ по стендам ходит не самый бедный, входной билет в 150 р. отрезал толпу прошлых лет, состоящую из пенсионеров и обнищавших интеллигентов. Писатели в конференц-залах вещают, публика, как и положено, внимает. Авторы обсуждаются разнообразные: и уже ушедший от нас трагичный классик Варлаам Шаламов, и слава богу пребывающий с нами детский писатель Юрий Нечепоренко. Тут тебе и Арканов, и Басинский, и Битов, и даже Бутусов, и Вассерман, и Долина, и еще много-много интересных людей далее по алфавиту.

В общем, все чин-чинарем и, в целом, вроде бы как обычно. Только две вещи бросились мне в глаза. Во-первых, растет, выпирает на «камчатке» сектор электронных издательств. Островок, образованный «Литресом», «Аймобилкой», «Книгофондом» и примкнувшей к ним «Прозой.ру» не заметить уже просто невозможно. Народ, походящий мимо, правда, толком пока не очень понимает, чем эти компании занимаются. Но поймет со временем. Никуда не денется.

А еще в главном зале приметил я стенды двух китайских типографий, при том, что белорусские, армянские и прочие «сэнгэшные» структуры были спрятаны на выселках (во второстепенном зале «B»).

То, что электронные издательства наращивают свое присутствие и в офф-лайне – это объективный процесс. Но неужели нашествие китайских типографий тоже объективно? За электронными книгами будущее. И за китайскими типографиями?

 

Там некогда бывал и я

 

На днях в Москве – очередная Международная ярмарка интеллектуальной литературы. Когда-то я ходил на нее каждый год в обязательном порядке. А сейчас, прочитав ее рекламу, зевнул:

– Не, не пойду…

Билеты стали дорогие. Но самое главное, что при этом качество выставки стало… как бы, ниже, что ли. Ну, по крайней мере для меня лично. Вот в рекламе этой новой выставки все теми же старыми именами зазывают: Пригов, Лимонов, Прилепин, Улицкая, Гандлевский…

Нет, вроде бы и незнакомые имена мелькают. Немецкие, французские… Но и на прошлых выставках тоже незнакомые мелькали. Мелькали-мелькали, а событием не стали.

Снова перечитываю рекламку. Снова зеваю. Скукой какой-то веет от этого, по идее, праздника книжной жизни.

А может сходить все-таки. Там ведь помимо прочего еще Книжная антикварная ярмарка и ярмарка виниловых пластинок будут. Но с другой стороны, антиквариатом я не увлекаюсь. И проигрывателя пластинок у меня давно нет.

 

У женщин своя литературная премия. Отделяются

 

Как сообщили «Известия», в Лондоне прошла церемония вручения англоязычной литературной премии The Baileys Women’s Prize for Fiction

Премия The Baileys Women’s Prize for Fiction объявила имя победительницы. На сайте премии сообщается, что лучшей названа американка Э.М. Хоумс за роман «Будем ли мы прощены».

Председатель жюри, актриса Миранда Ричардсон, отметила, что премированный роман «оригинальная «черная комедия», переиначивающая миф об американской мечте, книга, которую хочется перечитать и подарить своим друзьям». Это шестой по счету роман писательницы и сценаристки. На русский пока переводились только ее рассказы.

Писательница обошла таких известных авторов, как Хилари Мантел и Зэди Смит.

Премия, ранее известная как Orange Prize, недавно обрела нового спонсора, а вместе с ним и новое название The Baileys Women’s Prize for Fiction. 

«Женская» премия была задумана в противовес «Букеру» и другим литературным конкурсам, лауреатами которых чаще становились мужчины.

Феминистом что ли стать?

 

 

 

 

 
   

См. также:

О библиотеках

О пиратах и авторском праве

О кино

О телевидении и радио

О газетах и журналах

Об интернете, соцсетях и блогерах

۩ 

 

 

 

 

Купить, скачать, читать книги Александра Ермака