Александр Ермак: Что такое человек? Чем он отличается от животных? Откуда и зачем человек взялся?

 
...   ...  
 

Александр Ермак: Что такое человек?

   

   
 

۩ На главную

 

Что такое...

Жизнь?

Смерть?

Человек?

Любовь?

Секс?

Другое...

Тексты

«Крейсер "Суворов"»

«ГЗ. Жизнь и смерть...»

«Команда, которую создал я»

Другое...

Контексты

Литературные афоризмы

Частушки для взрослых

Пословицы и поговорки

Другое...

 

 

 

 

 

 

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Откуда и зачем человек взялся?

Свои варианты ответов на эти вечные вопросы в простой и короткой форме дает писатель Александр Ермак.

 

Текст: А. Ермак «Что такое человек?»

Видео: А. Ермак «Что такое человек?»

 

 

Текст: А. Ермак «Что такое человек?»

   
   

– Петров, ну будь ты, наконец, человеком! – сказала учительница. – Дай нам

нормально закончить урок.

Петров, отложив в сторону трубку, из которой он плевал бумагой по

одноклассникам, обиделся:

– А я кто?! Не человек что ли?

– Не знаю, – пожала плечами учительница. – Может быть, ты неандерталец или питекантроп, но человека в тебе не видно.

Петров тут же отобрал у соседки по парте зеркальце и поглазел в него:

– Да нет, похож я на человека.

– В том-то и дело, – развела руками учительница. – Похож, но не человек.

– Почему это? – нахмурился Петров. – У меня все как у человека: две ноги, две руки, голова, два глаза и два уха.

Учительница покачала головой:

   
   

– И у предшественников человека – неандертальцев и питекантропов, да и у всех животных тоже есть две ноги, две руки, голова, два глаза и два уха, но они же не люди.

Петров скосил глаза на собаку за окном: у нее, правда, тоже имелись две ноги, две руки, голова, два глаза и два уха.

Учительница поняла, куда смотрит и о чем думает ее ученик:

А. Ермак. "Крейсер "Суворов"– Ты же не можешь сказать, что собака – человек?

– Не могу, – мрачнея, согласился Петров и, подумав немного, спросил: – А тогда что такое человек?

Собираясь с мыслями, учительница повторила:

– Что такое человек?.. – потом спросила то ли весь класс, то ли только себя: – Чем он отличается от животного?

Никто ей не ответил. Все ученики ждали, что учительница объяснит. И она продолжила:

– Человек – это живое разумное общественное существо. В этом коротком определении заложено очень много смысла. С одной стороны, человек – это существо, то есть, по сути, животное. Мы устроены так же, как и наши братья меньшие. Ведь, как уже отмечалось, у нас есть две ноги, две руки, голова, два глаза и два уха. И внутри у нас все похоже: и у животных, и у человека есть мозг, сердце, легкие, печень, другие органы.

– Тогда чем отличаемся? – не вытерпел Петров.

Учительница покачала головой:

– Не торопись и не перебивай меня, будь человеком.

Петров насупился:

– Буду.

Учительница продолжила:

– Прежде всего, человек отличается от животных крупным головным мозгом, который и позволяет ему встать на высшую ступень иерархии в природе, в окружающем нас мире.

Петров тут же взял линейку и прикинул размер головы сидящего перед ним ученика, потом своей.

Учительница улыбнулась:

А. Ермак. "Команда, которую создал Я"– Но крупный мозг – это еще все. Человек, в отличие от животных, ходит прямо, стоя только на двух конечностях.

Петров гордо встал и прошелся в проходе между партами и снова сел.

Учительница поблагодарила его:

– Да, именно так ходит человек.

Петров расплылся в довольной улыбке, а учительница добавила:

– У человека развита речь.

Петров довольно заметил:

– Я говорю. Я хорошо говорю.

Улыбнулась и учительница:

– Ну, насчет хорошо ты преувеличиваешь… И еще у человек относительно небольшие клыки.

Петров открыл рот и, посмотрев в зеркальце, почему-то промолчал.

– И еще вот что, – показала учительница на свою гладкую руку. – У человека нет такого волосяного покрова, как у животных. Мы не покрыты полностью ни шерстью, ни волосами.

Все ученики тут же стали разглядывать свои руки и ноги. Петров снова довольно заметил:

– У меня волосяной покров только на голове. Значит, я – человек!

Учительница улыбнулась:

– Но физические отличия еще не делают человека человеком.

– Ну что еще? – недовольно отозвался Петров.

Учительница объяснила:

– Самое главное, что делает человека человеком – это его сознание, способность мыслить, принимать ответственность за поступки, соблюдать моральные правила.

– А без ответственности и моральных правил никак? – поинтересовался Петров.

А. Ермак. "Гренобль и Пифагор"– Никак, – разочаровала его учительница. – Человек – общественное существо, и чтобы жить в гармонии и с другими людьми, и с миром животных, он должен создавать и соблюдать определенные нормы. Так, человека отличают наличие чести, достоинства, чуткости, правдивости, честности, ответственности, готовности поделиться с ближним своим и прийти к нему на помощь, – учительница посмотрела на портрет Максима Горького, висящего на стене. – Поэтому, как говорил писатель в одном из своих произведений, "Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека".

– И откуда только взялся такой человек? – недовольно вопросил Петров. – Чуткость, ответственность, поделиться с ближними…

Учительница ответила:

– Человек – результат эволюции. Наиболее близки к человеку некоторые виды обезьян и человекообразные существа – неандертальцы и питикантропы. По теории Дарвина, именно они были предками современного человека, которого мы зовем Homo sapiens, т.е. человек разумный. Видите, нам нельзя стоять на месте, оставаться на уровне первого или второго класса. Только развитие, эволюция делает человека человеком

– Я развиваюсь, – посмотрел в дневник Петров. – Вот, у меня была по географии двойка, а потом тройка.

– Ну, если будет потом и четверка, то, конечно, развиваешься.

– Будет-будет, – заверил ее Петров и почему-то вздохнул.

А учительница продолжила:

– Не все согласны с теорией естественного отбора и эволюции Дарвина.

– Да, – подняла рука Маша, – мой дедушка водил меня в церковь и там мне батюшка рассказывал, что человек – это создание Бога.

Учительница кивнула:

А. Ермак. "Большие П."– Ты права, Маша, в том, что есть и религиозный взгляд на человека. А еще некоторые считают, что существование человека – это результат эксперимента какой-то высшей силы или внеземной цивилизации. Обычно говорят, что мы являемся подопытными кроликами неких инопланетян. Хотя обо всем этом говорят давно, но до сих пор не доказано ни существование Бога, ни инопланетян. Однако это не значит, что нельзя не верить в них. Человек потому и человек, потому что свободен. В том числе свободен верить в то, во что ему хочется. В религию, инопланетян или науку. Мне лично ближе научный взгляд на жизнь.

Учительница замолчала. Молчал и весь класс. Петров задумался, а потом вдруг взял и сломал свою трубку для плевания бумагой. И никто ничего не успел сказать: зазвенел звонок.

Выйдя из школы, проголодавшийся Петров достал из портфеля бутерброд. К нему тут же подбежала та самая собака, которую он видел из окна. Она жадно смотрела ему в руки.

Петров вздохнул и дал ей половинку бутерброда. Потом погладил собаку по спине и произнес:

– Человек – это великолепно, это звучит гордо! Надо уважать человека

 

Видео: А. Ермак «Что такое человек?»

 

 

   
             
   

См. также:  

Что такое любовь?

Что такое секс?

Что такое жизнь?

Что такое смерть?

«Записки электрического автора»

Александр Ермак

۩

   
  ...